Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Отчеты в Росфинмониторинг раз в два месяца и проверка клиентов по перечням Росфинмониторинга: почему сдача отчета о проверках клиентов раз в два месяца безопаснее, чем раз в квартал

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 24.10.2019, а также в журнале Вопросы кредитной кооперации. №44, 2019)

 

 

Смыслов Павел

Организации обязаны направлять в Росфинмониторинг отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (так называемый «отчет о проверке клиентов по перечням Росфинмониторинга»). Отчет регулярный, направляется в ведомство не реже одного раза в три месяца, даже если ведется нулевая деятельность.

Банк России постоянно проверяет, правильно ли и корректно организация заполнила все поля этого отчета, а также своевременно ли отправил отчет в Росфинмониторинг. Редкая организация не сталкивался с претензиями регулятора по этим вопросам.

Сегодня поднимет проблему периодичности подачи этого отчета.

Напомним, что, если проверки клиентов по каждому новому перечню Росфинмониторинга во внутренних документах кооператив называет «сверками» (например, оформляя акт сверки клиентов), в таком случае достаточно подавать отчет о проверках не реже одного раза в три месяца, как это установлено нормами N 115-ФЗ.

Поэтому многие организации придерживаются поквартального графика сдачи отчета, ориентируясь на рекомендации информационного письма Росфинмониторинга N 52 от 13.05.2016 г. организации разбивают год на 4 квартала, к которым привязывают следующие проверочные периоды:

- первый отчет за период с 1 января по 31 марта;

- второй отчет за период с 1 апреля по 30 июня;

- третий отчет за период с 1 июля по 30 сентября;

- четвертый отчет за период с 1 октября по 31 декабря.

 

 

В последний день каждого из указанных периодов организации делают проверку клиентов по всем перечням Росфинмониторинга и не позднее трех рабочих дней после проверки сдают отчет в Росфинмониторинг. Это очень удобный способ подачи отчета в уполномоченный орган: есть четкий график подачи отчетов, который трудно забыть. Однако мы рекомендуем организациям сдавать отчеты не таким способом, а раз в два месяца. И вот почему.

 

Аргумент первый: человеческий фактор.

Часто организации не отправляют отчет по итогам квартального периода. Специальное должностное лицо может забыть, уехать в командировку или отпуск, заболеть. Не сдав отчет вовремя, организации рискуют получить штраф до 100 000 руб.

Сдавая отчет раз в два месяца, организации имеют в запасе целый месяц для того, чтобы «вспомнить» о том, что надо было направить сведения в Росфинмониторинг или дождаться возвращения ответственного сотрудника из отпуска, командировки или болезни.

 

 

Аргумент второй: технический фактор.

Поквартальная сдача отчетности в Росфинмониторинг имеет существенный недостаток: отчет сдается впритык, в крайние сроки его направления. Поэтому поломка компьютера или электронной подписи, несвоевременное обновление сертификата ключа ЭЦП или даже зависание личного кабинета на сайте Росфинмониторинга (что не редкость), приводят к просрочкам отправки сведений в Росфинмониторинг. Для решения технических проблем всегда нужно время, а при поквартальной сдаче отчета его почти совсем не остается.

Сдавая отчет раз в два месяца, организации имеют в запасе целый месяц для того, чтобы, сдвинув график отчетности, настроить компьютер, обновить подпись, дождаться работоспособности личного кабинета на сайте Росфинмониторинга и т.п.

 

Аргумент третий: надзорная позиция Банка России.

На практике мы неоднократно сталкивались с тем, что регулятор не поддерживал Росфинмониторинг в его рекомендациях направлять отчет один раз в квартал.

Отдельные сотрудники считают, что установленная N 115-ФЗ регулярность «не реже одного раза в три месяца» предполагает период, не превышающий 90 календарных дней. Квартал обычно длиться на 1-2 дня больше указанного периода (во втором квартале каждого года 91 день, в третьем и четвертом – 92 дня). Поэтому проверяющие считают, что поквартальная сдача отчета приводит к нарушению периодичности сроков проверки на один-два дня. Это в итоге может привести к возбуждению административных дел.

Организации, сдающие отчет в Росфинмониторинг раз в два месяца, попросту не дадут возможности ни одному проверяющему упрекнуть их в нарушении установленной периодичности проверки и отправки отчета.

 

 

 

ОТЧЕТ РАЗ В ДВА МЕСЯЦА: УДОБНО И БЕЗОПАСНО

Сдавать отчет в Росфинмониторинг каждые два месяца также просто, как и поквартально. Организации быстро привыкают к тому, что есть четкий график подачи отчета – раз в два месяца, которые легко контролируется. Такие организации разбивают год на 6 периодов, к которым привязывают следующие проверочные периоды:

- первый отчет за период с 1 января по 28 февраля;

- второй отчет за период с 1 марта по 30 апреля;

- третий отчет за период с 1 мая по 30 июня;

- четвертый отчет за период с 1 июля по 31 августа;

- пятый отчет за период с 1 сентября по 31 октября;

- шестой отчет за период с 1 ноября по 31 декабря.

В последний день каждого из периодов организации проверяют клиентов по всем перечням Росфинмониторинга и не позднее трех рабочих дней после ее проведения сдают отчет в ведомство. В случае каких-то проблем со сдачей отчетности (технического или человеческого характера) организации имеют в запасе достаточно времени, чтобы решить все проблемы. Можно сдвинуть срок проверки клиентов в пределах максимально установленного N 115-ФЗ срока и сдать отчет в Росфинмониторинг, после чего, отчитавшись чуть за меньший период времени, опять войти в ровный двухмесячный график отчетности.

Представим, ответственный сотрудник организации был в отпуске в период с 25 июня по 10 июля. Организация, сдающая отчет о проверке клиентов поквартально, рискует:

- сдать отчет с просрочкой из-за отсутствия должностного лица,

- получить претензии регулятора из того, что во втором квартале проверочный период составляет 91 день, что превышает максимально допустимые 90 дней.

А организация, сдающая отчеты по предложенному двухмесячному графику, сдаст отчет, например, 11 июля за период с 1 мая по 10 июля (предельный максимальный срок в три месяца при этом не превышен). Следующий отчет будет для выравнивания двухмесячного графика будет сдан за период с 11 июля по 31 августа.

Организация, сдающая отчет в Росфинмониторинг раз в два месяца, не рискует нарушить срок и получить штраф. В таком графике отчетности долго работает большинство кооперативов, находящихся у нас на абонентском обслуживании по ПОД/ФТ. Поэтому и читателям рекомендуем перейти на удобный и безопасный двухмесячный график сдачи отчетов о проверках клиентов.

 

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам:  8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя