Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

НОВОСТИ финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права

 

Июль 06, 2017

Рекомендации по идентификации бенефициаров и выявлению ПДЛ.

 

Вышли методические рекомендации по идентификации организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц и об исполнении требований в отношении выявления и обслуживания ИПДЛ, ДЛПМО и РПДЛ.

Банк России опубликовал следующие документы:

- Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц" (утв. Банком России 27.06.2017 N 12-МР);

 - Методические рекомендации об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц" (утв. Банком России 27.06.2017 N 13-МР).

По мнению Банка России процедуры, о которых идет речь в Методических рекомендациях, выполняются организациями формально и недостаточно эффективно. В связи с чем и возникла необходимость соответствующих рекомендаций.

Обращаем внимание организаций на то, что новые рекомендации регулятора безусловно должны быть приняты ими во внимание. В частности, они должны быть использованы при разработке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Мы также рекомендуем организациям обновить свои правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (в частности программу идентифкации) и учесть позицию Банка России, изложенную в Методических рекомендациях.

 

Ниже мы публикуем эти документы Банка России.

 

"Методические рекомендации об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц" (утв. Банком России 27.06.2017 N 13-МР)

Результаты надзорной деятельности Банка России свидетельствуют о недостаточной эффективности осуществляемых кредитными организациями и поднадзорными Банку России некредитными финансовыми организациями <1> (далее - организации) мероприятий по выполнению требований, установленных статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами (далее - ИПДЛ), должностными лицами публичных международных организаций (далее - ДЛПМО) и российскими публичными должностными лицами <2> (далее - РПДЛ, при совместном упоминании - ПДЛ).

--------------------------------

<1> Профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями), страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, ломбарды.

<2> Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

 

В целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона N 115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании Банк России обращает внимание на необходимость реализации комплекса обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия.

1. В отношении определения понятий ИПДЛ и ДЛПМО принимать во внимание информацию, содержащуюся в письме Банка России от 18.01.2008 N 8-Т.

2. В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:

а) в отношении государственных должностей Российской Федерации - Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации";

б) в отношении должностей членов Совета директоров Банка России - информацию, размещенную на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. В отношении должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, включенных в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации - самостоятельно осуществлять мониторинг соответствующего законодательства Российской Федерации.

4. Анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица, в том числе организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут использовать в своей деятельности, в том числе в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО "Интерфакс" (система СПАРК, "Центр раскрытия корпоративной информации"), ООО "Интерфакс - Ди энд Би" (система DBAI, GRS, отчеты "Знай своего клиента"), ЗАО "СКРИН", а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Заместитель Председателя Банка России

Д.Г.СКОБЕЛКИН

 

 

Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц" (утв. Банком России 27.06.2017 N 12-МР)

Банк России информирует, что анализ осуществляемых кредитными организациями и поднадзорными Банку России некредитными финансовыми организациями <1> (далее - организации) мероприятий свидетельствует об использовании некоторыми из них формальных подходов к принятию мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц.

--------------------------------

<1> Профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями), страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, ломбарды.

 

Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), меры по идентификации бенефициарных владельцев должны быть обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах. Вместе с тем, нередки случаи, когда указанные меры не принимаются, а в качестве бенефициарного владельца клиента - юридического лица признается его единоличный исполнительный орган.

Согласно пункту 3.4 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и пункту 3.4 Положения Банка России от 15.12.2014 N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

С учетом изложенного, в целях повышения эффективности мер, принимаемых организациями в рамках реализации мероприятий по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов - юридических лиц, Банк России обращает внимание на необходимость проведения анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о физическом лице до признания такого физического лица бенефициарным владельцем клиента и рекомендует осуществлять следующие действия:

использовать информацию о бенефициарных владельцах клиентов - юридических лиц, получаемую клиентами в результате реализации требований статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ, наряду со сведениями, которые организации получают самостоятельно, обращаясь к доступным им на законных основаниях источникам информации;

в случае непредставления клиентом - юридическим лицом сведений о своем бенефициарном владельце не допускать признания бенефициарным владельцем клиента его единоличного исполнительного органа в "автоматическом" порядке, то есть без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений. При этом отмечаем, что на практике не исключены случаи, когда единоличный исполнительный орган может быть обоснованно признан бенефициарным владельцем юридического лица, если будет установлено, что единоличный исполнительный орган соответствует критериям, определенным статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ;

реализовывать полный комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, по выявлению и идентификации бенефициарного владельца клиента, в случае, когда у организации имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем такого клиента является физическое лицо, отличное от физического лица, информация о котором представлена клиентом, либо в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициарном владельце;

фиксировать сведения о принятых организацией мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах в анкете (досье) клиента;

фиксировать в анкете (досье) клиента как сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом - юридическим лицом, так и сведения о бенефициарном владельце клиента - юридического лица, установленные организацией.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Заместитель Председателя

Банка России

Д.Г.СКОБЕЛКИН

06.07.2017

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

 

Перейти в раздел Новости

 

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя