Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

 

Как противодействовать финансированию распространению оружия массового уничтожения

(статья для для ювелиров, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей)

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(фрагментарно опубликовано  в журнале Экспо Ювелир. №1. 2019 и в журнале Вопросы кредитной кооперации. №38, 2018, на www.smyslovy.ru 10.02.2019)

 

Смыслов Павел

Ранее мы уже поднимали тему новых обязанностей в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и рассказывали слушателям наших целевых инструктажей и читателям о вступивших в силу 23 июля 2018 года масштабных изменениях в Федерального закон N 115-ФЗ от 07.08.2001 г., регулирующих этот вопрос. Поэтому многие организации уже наслышаны о том, что с 2018 года они противодействуют не только легализации преступных доходов и финансированию терроризма, но также еще и финансированию распространению оружия массового уничтожения (ФРОМУ).

Напомним, что в связи с появлением этой новой обязанности организации, которым адресована настоящая статья, в 2018 году среди прочего были обязаны разработать новые редакции своих правил внутреннего контроля (причем не один раз), начать проверять своих клиентов по новому списку – перечню лиц, имеющих причастность финансированию распространению оружия массового уничтожения, информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг не реже одного раза в три месяца, а также выполнять ряд иных обязанностей.

07 ноября 2018 года, вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2018 г. № 1277 «Об утверждении Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации». В тот же день на сайте Росфинмониторинга был опубликован первый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее – Перечень ФРОМУ).

 

 

В связи с выходом первого Перечня ФРОМУ организации должны были зайти в свои личный кабинеты на сайте Росфинмониторинга и скачать этот перечень, который был размещен в формате XML. Этот формат можно было открыть в Exel, в Word, в блокноте Windows т.д.

Структура и формат нового Перечня ФРОМУ были размещены Росфинмониторингом в разделе "Инструкции пользователя Личного Кабинета". После скачивания Перечня ФРОМУ необходимо было провести проверку клиентов по нему.

Итоги самой первой проверки клиентов рекомендовалось документально зафиксировать в Акте проверки клиентов или иным способом, установленном в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а сведения о ней подать в Росфинмониторинг, направив хорошо известный отчет о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (форма ФЭС 3-ФМ), т.к. отдельной формы отчета под указанную проверку в настоящее время нет.

Теперь всех новых клиентов организации также обязаны проверять по перечню ФРОМУ используя его актуальную редакцию, размещенную в личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга. Результаты таких проверок клиентов целесообразно фиксировать в анкетах, для чего можно в них предусмотреть отдельную графу, например, «Результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне ФРОМУ, дата проверки». В случае, если организации имеют с клиентами длящийся характер отношений, они должны не забывать проверять клиентов по Перечню ФРОМУ при наступлении срока обновления сведений о клиентах.

Таким образом, работа с новым Перечнем ФРОМУ практически аналогична работе с хорошо известным организациям перечнем лиц, имеющих причастность к экстремисткой деятельности или терроризму.

В настоящее время в Перечне ФРОМУ содержится порядка 250 имен физлиц и наименований юрлиц, а проверка по нему не занимает на практике много времени и сил. С 7 ноября 2018 года и на момент написания настоящей статьи (конец января 2019 г.) Перечень ФРОМУ пока еще ни разу не обновлялся.

Больше всего у организаций вызвало беспокойство по поводу сдачи отчетности в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения, т.к., как указывалось уже выше, отдельной формы отчета под указанную проверку в настоящее время нет. Многих волнует один и тот же вопрос «в связи с появлением в ноябре 2018 года нового Перечня ФРОМУ в Росфинмониторинг нужно теперь посылать два отчета или все так же один, но указывая в нем результаты проверки по всем перечням Росфинмониторинга?».

Автору настоящей статьи лично известны лица, которые в январе 2018 года умудрились сдать в один и тот же день сразу два абсолютно идентичных (но с разными порядковыми номерами) отчета в Росфинмониторинг о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, рассуждая примерно так: «первый отчет содержит в себе сведения о проверках клиентов по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а второй по Перечню ФРОМУ».

В действительности же, т.к. в настоящее время никаких специальных форм отчета для проверки клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения нет, полагаем, что в Росфинмониторинг как и ранее нужно посылать один отчет, который называется «Сообщение о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества».

Напомним, что меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяются как в отношении субъектов, включенных в перечень лиц, имеющих причастность к экстремизму и терроризму (давний перечень), так и в отношении субъектов, включенных в Перечень ФРОМУ.

Кроме того, обратим внимание, что в состав направляемого в Росфинмониторинг отчета в настоящее время включаются проверки не только по всем перечням Росфинмониторинга, но также и по Списку лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества. Примечательно, что почему-то раньше у наших читателей не вставал вопрос о том, нужно ли посылать в Росфинмониторинг отдельно отчет по перечню лиц, имеющих причастность к экстремизму и терроризму, и отдельно отчет по решениям Межведомственной комиссии. Организации спокойно направляли в Росфинмониторинг форму ФЭС 3-ФМ, включая в нее и результаты проверок по перечню лиц, имеющих причастность к экстремизму и терроризму, и по решениям Межведомственной комиссии.

Таким образом, в настоящее время отчет пока так и остался один, но в его состав включаются сразу три проверки по следующим документам:

- Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

- Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

- Список лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества.

Специальных пометок в отчете, например, о том, что отчет содержит в себе результаты проверок по всем перечням Росфинмониторинга, делать не нужно.

Именно поэтому результаты проверки клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения уже могли быть спокойно направлены организациями в Росфинмониторинг уже в составе «квартального» отчета за 4 квартал 2018 года, если порядок направления отчетов ФЭС 3-ФМ был выстроен организациями поквартально.

Подводя итог под проделанной нами с организациями работой с новыми обязанностями по противодействию ФРОМУ, можем с уверенностью сказать, что ходившие в сообществе слухи о том, что исполнение новых обязанностей станет для непосильным бременем, повлечет за собой множество новых проверок и рутинной работы, оказались через чур преувеличенными. В действительности же, применяемые на практике организациями обязанности по противодействию ФРОМУ являются простыми и совсем необременительными.

 

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя