Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Внутреннее сообщение по ПОД/ФТ: заполнение и работа при выявлении необычных и подозрительных операций, совершении операций, подлежащих обязательному контролю

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 15.02.2020)

 

Смыслов Павел

Проводимый нами добровольный аудит по ПОД/ФТ организаций и предпринимателей, а также проверочные мероприятия со стороны надзорных органов нередко демонстрируют достаточно распространенное нарушение у субъектов 115-ФЗ: отсутствие составленных внутренних сообщений по информации, направляемой в Росфинмониторинг, либо их формальное составление без учета установленных требований.

Напомним, что организации и предприниматели, направляющие в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС) о подозрительных операциях и об операциях обязательного контроля, обязаны документально фиксировать направляемую информацию, в т.ч. путем составления внутренних сообщений.

Порядок документального фиксирования информации, входящий в состав ПВК по ПОД/ФТ, должен предусматривать составление сотрудниками субъектов 115-ФЗ, выявившими операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения - документа, содержащего установленные нормативными актами (Постановление Правительства от 30.06.2012 №667, Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П) сведения об операции.

Составленное внутреннее сообщение передается на рассмотрение ответственному сотруднику. По результатам рассмотрения внутреннего сообщения руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченным им лицом может быть принято, к примеру, одно из следующих решений:

- о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 или 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;

- о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;

- о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;

- о представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, подозрительных операциях в Росфинмониторинг.

Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу определяются организацией и предпринимателем самостоятельно и отражаются в порядке документального фиксирования информации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Обычно форма внутреннего сообщения имеет табличный вид и включается в состав ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в качестве одного из приложений.

 

Для внутренних сообщений, составленным по операциям обязательного контроля, действуют следующие несложные правила:

- на каждое сданное ФЭС в Росфинмониторинг в организации должно быть составлено внутреннее сообщение;

- количество внутренних сообщений не должно быть меньше количества ФЭС об операциях обязательного контроля.

 

Огромную роль внутреннее сообщение играет в работе по выявлению подозрительных операций, т.к. именно в нем субъекты 115-ФЗ должны фиксировать свои мотивированные обоснования о признании операции подозрительной и направлении сведений о ней в Росфинмониторинг.

К сожалению, зачастую обоснование такого решения субъектами 115-ФЗ во внутренних сообщениях подробно не фиксируется, а мотивы, которыми они руководствовались при признании операции подозрительной, не раскрываются, что говорит о формальном подходе к работе с подозрительными сделками.

Нередко, организация или предприниматель, усмотрев в операции клиента критерий выявления или признак необычной сделки, установленный Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П или приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103, торопится тут же сообщить об этом в Росфинмониторинг, не проводя должных проверок операции и не учитывая то, что установленные критерии – это индикаторы для дополнительных проверок клиента и операции, но не повод для автоматического признания сделки необычной.

Напомним, что при выявлении соответствия операции одному или нескольким критериям необычной операции организация или предприниматель должны незамедлительно составить внутреннее сообщение, провести проверку клиента и его операции и принять мотивированное решение в отношении операции, включая решение о направлении или ненаправлении информации в Росфинмониторинг.

Так, например, осуществляя проверку операции клиента, субъекты 115-ФЗ могут запросить у клиента пояснения в отношении операции, организовать с ним встречу, запросить документы для проверки, изучить источники происхождения средств или имущества клиента, провести комплексные углубленные проверки и иные мероприятия, закрепленные в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если клиент шел на контакт, предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в результате чего у организации или предпринимателя не осталось сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято решение о признании операции обоснованной и не вызывающей подозрения.

И наоборот, если клиент не предоставил внятных объяснений по операции, уклонился от контактов и пояснений, субъектом 115-ФЗ может быть принято решение о признании выявленной необычной операции подозрительной операцией, осуществление которой может быть направлено на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, и о представлении информации о такой подозрительной операции в Росфинмониторинг. Мотивируя свое решение во внутреннем сообщении организации и предприниматели должны перечислить мероприятия, проведенные в рамках изучения операции, перечислить полученные документы и информацию, привести свои доводы в отношении операции и т.п.

Внутреннее сообщение – это внутренний документ организации или предпринимателя, отправлять его в Росфинмониторинг или надзорные органы в инициативном порядке не нужно, однако этот документ часто запрашивается на проверке надзорными органами.

Отсутствие внутренних сообщений и формальное отношений к ним - почти всегда говорит о нарушениях в работе организации и предпринимателя, а в отдельных случаях может свидетельствовать о возможных рисках вовлечения субъекта 115-ФЗ в отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.

 

Категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам):

 

Содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения:

 

Сведения о лице, иностранной структуре без образования юридического лица, проводящих операцию (сделку):

 

Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная:

 

Сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке):

 

Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке):

 

Дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке):

 

Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке), и его мотивированное обоснование:

 

Запись (отметка) о решении руководителя ООО либо уполномоченного им лица, принятом в отношении внутреннего сообщения в соответствии с пунктом 24 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, и его мотивированное обоснование:

 

Запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков:

 

 Пример внутреннего сообщения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций и предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу и Пробирной Палате

Вид операции:

- операция, в отношении которой возникают сомнения в части правомерности квалификации ее как операции, подлежащей обязательному контролю;

- операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- операция, подлежащая обязательному контролю.

 

Содержание операции

 

Дата, сумма и валюта операции

 

Сведения о лице (лицах), участвующем (участвующих) в операции (стороны по операции)

 

Возникшие затруднения при квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, или причины, по которым операция квалифицируется как операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

 

Сведения о сотруднике ООО, составившем сообщение об операции, его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный ООО)

 

Дата и время составления сообщения об операции

 

Дата получения Ответственным сотрудником сообщения об операции и его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный ООО)

 

Запись о решении Ответственного сотрудника, принятом в отношении сообщения об операции, с мотивированным обоснованием и указанием даты принятия решения и его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный ООО).

 

Запись об окончательном решении руководителя ООО, принятом в отношении сообщения об операции, о направлении (ненаправлении) в уполномоченный орган сведений об операции, его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный ООО)

 

  Пример внутреннего сообщения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций,  поднадзорных Банку России

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам:  8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя