Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Виды отказов клиентам в 115-ФЗ

Федеральным законом №115-ФЗ предусмотрено несколько видов отказов, связанных с реализацией некредитными финансовыми организациями (НФО)своих прав и обязанностей в рамках исполнения требований по ПОД/ФТ/ФРОМУ

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 23.10.2024 г.)

 

Федеральным законом №115-ФЗ предусмотрено несколько видов отказов, связанных с реализацией некредитными финансовыми организациями (НФО), поднадзорными Банку России, своих прав и обязанностей в рамках исполнения требований по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Так, для НФО нормами 115-ФЗ предусмотрено выполнение двух видов отказов:

- отказ клиенту в проведении операции;

- отказ в приеме клиента на обслуживание.

Указанные отказы являются самостоятельными и их практическая реализация не связана друг с другом.

Между тем, несмотря на то, что нормы 115-ФЗ, регулирующие отказы, являются уже далеко не новыми, на практике некоторые НФО не различают их и, как следствие, допускают ошибки при их осуществлении. Также отдельные организации в своей практической работе по ПОД/ФТ/ФРОМУ вообще не реализуют указанные отказы из-за незнания механизмов и последствий их применения.

В сегодняшней статье мы напомним НФО, в каких случаях и как они исполняют процедуры, связанные с отказами клиентам в проведении их операций и отказами в приеме клиентов на обслуживание.

 

 

Отказы клиентам в совершении операции

В настоящее время единственным основанием у НФО для отказа в совершении операции, в том числе в совершении операции на основании распоряжения клиента является возникновение у сотрудников НФО подозрений в том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Указанная норма закреплена пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115.

Реализация отказа клиенту в совершении операции является правом НФО: если НФО заподозрила клиента в том, что он совершает операции, направленные на отмывание преступных доходов или финансирование терроризма, она имеет полное право отказать клиенту в их проведении. И это абсолютно обоснованно: ведь для НФО важно не дать преступлению совершиться, препятствовать ему.

Среди НФО встречаются такие, которые выявив, что их клиент совершил операцию, схожую с одним из установленных критериев необычных операций, без дополнительных проверок такой операции и клиента, только лишь по формальным признакам признают такую операцию клиента подозрительной и сдают отчет о ней в Росфинмониторинг по принципу «сдать на всякий случай». Так вот, такой формальный подход к работе с необычными операциями может свидетельствовать о том, что НФО не пользуется в своей деятельности такой превентивной мерой, как право на отказ от проведения операций, которая более эффективна с точки зрения предотвращения преступлений, чем проведение операций и только потом признание их необычными и отправка о них сведений в Росфинмониторинг.

В случае отказа клиенту в проведении операции НФО нужно будет отправить об этом отчет в Росфинмониторинг, причем в очень ограниченные сроки: не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе.

На практике бывают ситуации, когда НФО отказала клиенту в проведении операции и сообщила об этом в Росфинмониторинг. Однако, спустя время клиент приводит для НФО доводы или предоставляет доказательства, обосновывающие операцию, из чего следует, что НФО клиента напрасно подозревал. В этом случае НФО может принять решение о проведении операции клиента, в которой ранее было отказано. Правда, в связи с этим в Росфинмониторинг придется отправить сообщение об устранении основания, в соответствии с которым было принято решение об отказе в проведении операции с деньгами или имуществом (в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения). Такое же сообщение придется отправить и в том случае, если клиент, не согласившись с отказом в проведении операции и не найдя понимания у НФО в том, что его напрасно подозревали, обратился с иском в суд и доказал в суде свою правоту. Сообщение по этому основанию надо будет подать в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения НФО вступившего в законную силу соответствующего решения суда. Также клиенты НФО вправе оспорить отказы от проведения операции в специальной межведомственной комиссии, созданной при Банке России. Если эта комиссия признает отказ необоснованным, НФО, отказавшей в проведении, также придется отправить в Росфинмониторинг сообщение об устранении основания, в соответствии с которым было принято решение об отказе в проведении операции с деньгами или имуществом (в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания). Именно поэтому НФО, делая отказы клиентам, должны иметь убеждение в своей правоте, а не выносить их бездумно или на эмоциях только лишь из-за того, что, к примеру, не нашли с клиентом общего языка по вопросам с ПОД/ФТ/ФРОМУ не связанным.

Также напомним, что Росфинмониторинг полученную информацию об отказах в проведении операции формирует в специальный список, который направляет в Банк России, который, в свою очередь, доводит его до сведения поднадзорных ему организаций, в т.ч. и для НФО. Организации, получившие этот список, должны делать сверку своих клиентов и по нему. Выявив среди клиентов лицо, сведения о котором указаны в списке, НФО должны отнестись к нему и к его операциям повнимательнее. Но такая информация ни в коем случае не может быть использована не то что в качестве самостоятельного основания для отказа клиенту в проведении его операции, но даже не может быть использована в качестве единственного основания при оценке степени риска совершения клиентом подозрительных операций.

В правилах внутреннего контроля кооперативов по ПОД/ФТ/ФРОМУ должны быть в обязательном порядке разработаны две самостоятельные программы, предусмотренные Положением Банка России о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 г. №445-П), регламентирующие порядок работы НФО в случае реализации права на отказ в совершении операции клиента и дальнейших связанных с таким отказом действиях:

- Программа организации работы по отказу в совершении операции;

- Программа организации в НФО работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, а также решениями суда.

Реализация НФО права отказывать клиентам в проведении операции является технически достаточно сложной процедурой по итогу которой направляется отчетность в Росфинмониторинг.

 

 

Отказы клиентам в приеме их на обслуживание.

В случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, неустановления информации в объеме, определенным Федеральным законом №115, НФО обязана отказать клиенту в приеме на обслуживание.

Простыми словами, НФО нельзя работать с теми клиентами, кто отказался от прохождения идентификации полностью или частично. Согласно требованиям пункта 2.2 статьи 7 Федерального закона №115 реализация отказа клиенту в приеме его на обслуживание из-за непроведения идентификации является обязанностью НФО. В том случае, если клиент раскрыл необходимые сведения о себе, но отказался давать сведения, например, о своем бенефициаре – такому клиенту все равно надо будет отказать в обслуживании. 115 законом установлено, что клиент обязан предоставлять запрошенные НФО сведения, необходимые им для осуществления процедур по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в т. ч. и для осуществления идентификации. Поэтому такие отговорки клиента, как, например, «это мои персональные данные, и я их никому не даю», несостоятельны.

Реализация обязанности по отказу клиенту в приеме его на обслуживание из-за непрохождения клиентом идентификации не влечет за собой отправки какой-либо отчетности в Росфинмониторинг. Оно и понятно: если не проведена идентификация клиента, НФО просто не может сообщить в указанное ведомство информацию, содержащую сведения о клиенте.
В программе идентификации правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ НФО должны в обязательном порядке предусмотреть раздел, описывающий порядок организации работы по отказу клиенту в приеме на обслуживание, описав в нем практические шаги по реализации этой обязанности.

Реализация НФО обязанности отказывать клиентам в приеме их на обслуживание из-за непрохождения ими идентификации является простой практической, однако весьма важной процедурой ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Несмотря на то, что, как мы могли убедиться выше, отказы клиентам в приеме их на обслуживание и отказы клиентам в совершении операции являются самостоятельными и не связанными друг с другом процедурами ПОД/ФТ/ФРОМУ, между ними, однако, все же есть один важный общий нюанс: в 115-ФЗ предусмотрено, что отказ в приеме клиента на обслуживание из-за непроведения его идентификации и отказ клиенту от совершения операций из-за наличия подозрений в том что эта операция сомнительная, не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности НФО за совершение соответствующих действий или за нарушений условий соответствующих договоров.

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2024

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя