scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное Компания основана в 1996 году
|
|
СМЫСЛОВ П.А., смыслов а.г.: Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки Правил внутреннего контроля (опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 14.11.2008 г.) Нажмите здесь, чтобы скачать документ в формате MS Word
Разработка и согласование в Росфинмониторинге Правил внутреннего контроля – одно из активно развиваемых направлений в нашей деятельности. Правилами внутреннего контроля мы занимаемся уже не один год и поэтому сумели накопить достаточный опыт в этой сфере, которым мы сегодня хотели бы поделиться с вами. Разумными подходами к разработке Правил внутреннего контроля являются: - самостоятельное участие организации в разработке проекта Правил внутреннего контроля перед направлением их на согласование Росфинмониторинг путем подробного и внимательного изучения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и максимальной адаптации Правил внутреннего контроля под специфику деятельности организации; - обязательное обращение к профессионалам, оказывающим услуги по подготовке Правил внутреннего контроля, которые подготовят эти Правила внутреннего контроля с соблюдением всех норм законодательства. На наш взгляд, лишь эти подходы являются самыми надежными: прибегнув к ним при разработке Правил внутреннего контроля вы можете быть на 100% уверены в том, что разработанные и впоследствии согласованные в Росфинмонитринге Правила внутреннего контроля, что не нанесут организации вред в ее дальнейшей деятельности. К сожалению, наша богатая практика по разработке и согласованию адаптированных к специфике организаций Правил внутреннего контроля показывает, что многие организации пренебрегают указанными подходами и выбирают, как им кажется самый «эффективные» подходы, один из которых – элементарное скачивание из Интернета и использование тиражированного в Сети шаблона Правил внутреннего контроля. Чем заканчивается реализация такого легкого решения проблемы неизвестно тем организациям, которые вступают на этот путь, но зато хорошо известно нам. Выправить положение в последствие бывает очень трудно, отказы в согласовании, можно сказать, для таких организаций гарантированы. Естественно, затраты на разработку и согласование нормальных Правил внутреннего контроля возрастают. Но самое главное такие организации теряют репутацию и ставятся на особый контроль в Росфинмонитринге. И не надо забывать, что обиходное название этой организации – «финансовая разведка». Вот почему мы настоятельно рекомендуем не проявлять «самодеятельности» и не искать легких путей при разработке Правил внутреннего контроля. Итак, в чем заключается главная ошибка в выборе нужного подхода при разработке Правил внутреннего контроля? Многие организации считают, что для того, чтобы выполнить все требования закона перед Росфинмониторингом, достаточно Правила внутреннего контроля скачать из Интернета, поменять в них имеющееся название организации на своё и сдать «отредактированный» вариант Правил внутреннего контроля на согласование в Росфинмониторинг. Запросы в поисковых системах в Интернете сводятся к простым вариациям: «Скачать Правила внутреннего контроля» или «Правила внутреннего контроля скачать». Это и является самой распространенной ошибкой организаций. Бездумное скачивание Правил внутреннего контроля из Интернета – залог больших проблем для организации. Как часто нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда такой подход означает игнорирование специфики деятельности той или иной организации. Например, юридическое лицо занимается лизингом, а скачаны были Правила внутреннего контроля кредитной организации (кстати, Интернет наводнен как раз именно Правилами внутреннего контроля кредитных организаций). Нетрудно будет догадаться, что сдача скаченного из Интернета документа на согласование в Росфинмониторинг в 100% случаях приводит к отказу в согласовании Правил внутреннего контроля. Подавляющее большинство организаций, обратившихся к нам за услугами по разработке Правил внутреннего контроля, проходили через самостоятельные неудачные попытки согласования в Росфинмониторинге Правил внутреннего контроля, предварительно скачанных из Интернета. Хотим обратить Ваше внимание, что даже при совпадении видов деятельности Вашей организации и организации, чьи Правила внутреннего контроля было скачаны, нет никакой гарантии того, что документы пройдут согласование. Ведь, во-первых, Правила внутреннего контроля могли быть разработаны достаточно давно и в настоящее время уже не учитывают новые требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (а ведь оно постоянно меняется!). Во-вторых, не известно, прошли ли вообще скаченные Правила внутреннего контроля согласование в Росфинмониторинге. Организация, чьи Правила внутреннего контроля успешно прошли согласование в Росфинмонитринге, вряд ли будет заниматься благотворительностью в Интернете и выкладывать для общего доступа документ, за разработку которого она заплатила хоть небольшие, но все-таки деньги. Также не следует забывать, что Правила внутреннего контроля являются конфиденциальным документом, и вряд ли кто-либо из успешно прошедших согласование в Росфинмониторинге организаций рискнет делать этот документ общедоступным. Так, например статьёй 4 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен прямой запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых организацией мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Предупреждаем Вас о том, что Интернет наводнен полуфабрикатами Правил внутреннего контроля: зачастую из них нарочно вырезаны целые положения, которые должны обязательно найти свое отражение в Правилах внутреннего контроля. Некоторые скажут: «а что, если попробовать сдать на согласование скаченные Правила внутреннего контроля, вдруг они «проскочат» и не нужно будет заниматься самостоятельной разработкой этого документа или обращаться за этой услугой к профессионалам». Обращаем Ваше внимание, что в этом случае Вы очень рискуете: ведь если Вам придет отказ в согласовании Правил внутреннего контроля, в нем будет обязательно указано, что Вам дается всего пять (!) дней на то, чтобы повторно представить на согласование новую редакцию Правил внутреннего контроля. После такого отказа сотрудникам организации придется либо срочно самим вникать во все тонкости законодательства, либо судорожно искать профессионалов, которые помогут разработать Правила внутреннего контроля. А спешка, как известно, ни к чему хорошему не проводит. Таким образом, хорошими и несложными Правилами внутреннего контроля Интернет с Вами никогда не поделится. Также часто встречающаяся ошибка – просто взять уже согласованные Правила внутреннего контроля у Ваших коллег по бизнесу, которые уже прошли процедуру согласования Правил внутреннего контроля с Росфинмониторингом. Все вроде бы кажется просто: меняешь название и вперед – на согласование. Но, нужно внимательно ознакомиться с тем, что Вы отправляете в Росфинмониторинг. Ведь Правила внутреннего контроля, хоть и разрабатываются строго на основании законодательства, в их разработке обязательно необходим и творческий подход. Зачастую непрофессионализм и шаблонность в разработке Правил внутреннего контроля приводит к тому, что принимаемые обществом меры и процедуры по выявлению, документальному фиксированию и предоставлению в уполномоченный орган информации об установленных операциях, являются настолько сложны и запутаны, что организация просто не в силах выполнять все требования, которые она к себе и предъявила путем согласования чрезвычайно сложных Правил внутреннего контроля. Запомните: Правила внутреннего контроля – это не шаблонный документ, для каждой организации он должен быть индивидуален и разрабатывается с учетом не только специфики её деятельности, но также с учетом таких, казалось бы мелочей, как, например, наименование должности руководителя, численность сотрудников и проч. Опять же обращаем Ваше внимание: если в Правилах внутреннего контроля, которые Вы взяли у добрых коллег для образца, Росфинмониторинг вдруг увидит сходство с ранее согласованными им Правилами внутреннего контроля и заподозрит нарушение требований закона о конфиденциальности, то нам даже не хочется подбирать термины, что может быть с Вами и с той организацией, которая была к Вам так добра. Надеемся, что вышесказанное поможет Вам избежать ошибок в способах разработки Правил внутреннего контроля, и они легко без проблем пройдут согласование в Росфинмониторинге. Со своей стороны мы всегда готовы предложить свои профессиональные услуги по постановке организаций на учет в Росфинмониторинг, разработке Правил внутреннего контроля и их согласованию в Росфинмониторинге, при этом неважно в каком регионе РФ вы находитесь. Мы на основании закона разработаем Вам несложные Правила внутреннего контроля с учетом даже всех субъективных требований различных Региональных отделений Росфинмонитринга, предъявляемых к Правилам, ведь, как известно, закон у нас один, а мнений к его толкованию много.
канд. истор. наук П.А. Смыслов, канд. экономических наук А.Г. Смыслов При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
Внимание! С конца 2011 г. согласование Правил внутреннего контроля больше не требуется. Однако наличие Правил внутреннего контроля в организациях, указанных в ст. 5 ФЗ №115 от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязательно!
Мы готовы помочь в подготовке и разработке следующих Правил внутреннего контроля: 1. Правила внутреннего контроля лизинговой компании; 2. Правила внутреннего контроля ломбарда (в зависимости от специфики деятельности ломбарда могут быть разработаны правила внутреннего контроля автоломбарда, правила внутреннего контроля ломбарда, работающего с ювелирными изделиями или иным ценным имуществом и др.); 3. Правила внутреннего контроля лотерейной организаций, правила внутреннего контроля тотализатора, правила внутреннего контроля букмекерской конторы и т.д. 4. Правила внутреннего контроля агентства недвижимости (правила внутреннего контроля организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества); 5. Правила внутреннего контроля оператора по приему платежей; 6. Правила внутреннего контроля факторинговой компании (правила внутреннего контроля коммерческой организации, заключающей договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов); 7. Правила внутреннего контроля кредитного потребительского кооператива (в том числе правила внутреннего контроля сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива); 8. Правила внутреннего контроля микрофинансовой организации; 9. Правила внутреннего контроля ювелирной компании (правила внутреннего контроля организации, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий); 10. Правила внутреннего контроля страховой организации; 11. Правила внутреннего контроля страхового брокера; 12. Правила внутреннего контроля общества взаимного страхования; 13. Правила внутреннего контроля негосударственного пенсионного фонда, имеющего лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; 14. Правила внутреннего контроля оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи; 15. Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя, являющегося страховым брокером; 16. Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя, осуществляющего скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; 17. Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя, оказывающего посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ); - обучение и инструктаж по финмониторингу; - аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ; - электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу; - помощь на проверках; - и многое другое. Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | База знаний | Контакты | ПВК ПОД/ФТ Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|