scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное
Компания
основана в 1996 году
|
|
Проверяющие дали рекомендации по разработке правил внутреннего контроля в 2020 году
(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна) (опубликовано на www.smyslovy.ru 12.08.2020 г.)
В апреле 2020 года одно из территориальных управлений Банка России рассылало поднадзорным ему организациям обобщенные рекомендации по разработке ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе снижающие возможность реализации риска несоблюдения НФО требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ. Часть из эти рекомендаций ранее мы уже разбирали и на их основе даже опубликовали отдельную статью в Вестнике финансового мониторинга. Сегодня же мы решили привести текст этих обобщенных рекомендаций в полном объеме. Нашим читателям при изучении материала следует учитывать следующее: рекомендации – это не нормативный акт, следование им – дело добровольное. Однако, если в разработанных правил внутреннего контроля рекомендации будут учтены – это оценят проверяющие и более снисходительно отнесутся к проверке этого документа. Так, например, при разработке правил внутреннего контроля для своих клиентов и абонентов по ПОД/ФТ мы зачастую учитываем подобного рода документы с целью минимизации любых возможных придирок к тексту правил внутреннего контроля. Впрочем, иногда, мы не соглашаемся с рекомендациями, когда встречаем в них элементы чрезмерного субъективизма проверяющих по оценке законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Заказать профессиональную разработку правил внутреннего контроля можно ЗДЕСЬ.
Рекомендации одного из территориальных отделений Банка России по разработке ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе снижающие возможность реализации риска несоблюдения НФО требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ:
1) в «Программе организации системы ПОД/ФТ»; - функции Ответственного сотрудника должны соответствовать Положению Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; - способы взаимодействия НФО с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для получения идентификационных данных должны предусматривать любые возможные варианты (личный контакт/на бумажном носителе/электронный способ);
2) в «Программе идентификации»: - необходимо раскрытие особенностей работы с публичными должностными лицами, в т. ч. необходимо предусмотреть, что прием на обслуживание ИПДЛ (Иностранные публичные должностные лица) осуществляется только на основании письменного решения руководителя НФО, либо его заместителя, а также не уточнено, что НФО получают от клиентов сведения о ближайшем родстве не только с иностранными публичными должностными лицами, но и с МПДЛ (Должностные лица публичных международных организаций) и РПДЛ Российские публичные должностные лица); - включение положений по проведению идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев должно осуществляться с учетом норм Положения Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в том числе: - необходимо учесть положения по не проведению идентификации бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей; - необходимо предусмотреть, что НФО всегда осуществляет проверку информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце при получении от клиента (представителя клиента) сведений и документов, а не только когда у сотрудников НФО возникают подозрения в том, что деятельность клиента либо проводимая операция может быть связана с ОД/ФТ; - перечень сведений, получаемых в целях идентификации клиента, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, изложенный по тексту ПВК должен соответствовать приложениям к ПВК (формы анкет (досье) клиента), включающих указанные сведения;
3) в «Программе управления риском»: - необходима конкретизация и/или детализация по технологиям предоставления услуг; - результаты национальных оценок рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма излагать не в обобщенном виде, а рекомендуется детализировать их применение с учётом специфики деятельности НФО (предоставление займов, в том числе под МСК, реализация невостребованного имущества, операции с наличными денежными средствами и т.д.); - критерии риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма должны определяться НФО с учетом специфики деятельности НФО (предоставление займов, в том числе под МСК, реализация невостребованного имущества, операции с наличными денежными средствами и т.д.); - должна предусматриваться возможность использования информации об отказах при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ, доводимой Банком России до сведения НФО в соответствии с пунктом 13.3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в порядке, установленном Положением Банка России от 30.03.2018 № 639-П; - порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента должен быть раскрыт отдельно по мониторингу, анализу и контролю с указанием периодичности проведения указанных мероприятий;
4) в «Программе выявления операций» при изложении перечня операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, рекомендуется следить за его актуальностью с учетом изменений Федерального закона № 115-ФЗ;
5) в «Программе по организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции» необходимо факторы, влияющие на принятие решение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операций, детализировать с учетом специфики деятельности НФО (предоставление займов, в том числе под МСК, реализация невостребованного имущества, операции с наличными денежными средствами и т.д.);
6) в «Программе организации в НФО работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России» необходим четкий порядок учета и хранения представленных клиентом документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;
7) по всему тексту ПВК должен быть указан верный срок хранения документов и информации (например, в отношении идентификационных сведений - не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом и т.п.);
8) порядок представления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, должен содержать алгоритм подготовки сведений и их направление;
9) необходимо обратить внимание на полное соответствие ссылок на пункты и приложения ПВК, наличие в ПВК сквозной нумерации пунктов, а также приложений к ПВК.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ); - обучение и инструктаж по финмониторингу; - аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ; - электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу; - помощь на проверках; - и многое другое. Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | База знаний | Контакты | ПВК ПОД/ФТ Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|