Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Проверяющие дали рекомендации по разработке правил внутреннего контроля в 2020 году

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 12.08.2020 г.)

 

В апреле 2020 года одно из территориальных управлений Банка России рассылало поднадзорным ему организациям обобщенные рекомендации по разработке ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе снижающие возможность реализации риска несоблюдения НФО требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ. Часть из эти рекомендаций ранее мы уже разбирали и на их основе даже опубликовали отдельную статью в Вестнике финансового мониторинга.

Сегодня же мы решили привести текст этих обобщенных рекомендаций в полном объеме. Нашим читателям при изучении материала следует учитывать следующее: рекомендации – это не нормативный акт, следование им – дело добровольное. Однако, если в разработанных правил внутреннего контроля рекомендации будут учтены – это оценят проверяющие и более снисходительно отнесутся к проверке этого документа. Так, например, при разработке правил внутреннего контроля для своих клиентов и абонентов по ПОД/ФТ мы зачастую учитываем подобного рода документы с целью минимизации любых возможных придирок к тексту правил внутреннего контроля. Впрочем, иногда, мы не соглашаемся с рекомендациями, когда встречаем в них элементы чрезмерного субъективизма проверяющих по оценке законодательства в сфере ПОД/ФТ.

 

Заказать профессиональную разработку правил внутреннего контроля можно ЗДЕСЬ.

 

 

Рекомендации одного из территориальных отделений Банка России по разработке ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе снижающие возможность реализации риска несоблюдения НФО требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ:

 

1) в «Программе организации системы ПОД/ФТ»;

- функции Ответственного сотрудника должны соответствовать Положению Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- способы взаимодействия НФО с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для получения идентификационных данных должны предусматривать любые возможные варианты (личный контакт/на бумажном носителе/электронный способ);

 

2) в «Программе идентификации»:

- необходимо раскрытие особенностей работы с публичными должностными лицами, в т. ч. необходимо предусмотреть, что прием на обслуживание ИПДЛ (Иностранные публичные должностные лица) осуществляется только на основании письменного решения руководителя НФО, либо его заместителя, а также не уточнено, что НФО получают от клиентов сведения о ближайшем родстве не только с иностранными публичными должностными лицами, но и с МПДЛ (Должностные лица публичных международных организаций) и РПДЛ Российские публичные должностные лица);

- включение положений по проведению идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев должно осуществляться с учетом норм Положения Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в том числе:

- необходимо учесть положения по не проведению идентификации бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей;

- необходимо предусмотреть, что НФО всегда осуществляет проверку информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце при получении от клиента (представителя клиента) сведений и документов, а не только когда у сотрудников НФО возникают подозрения в том, что деятельность клиента либо проводимая операция может быть связана с ОД/ФТ;

- перечень сведений, получаемых в целях идентификации клиента, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, изложенный по тексту ПВК должен соответствовать приложениям к ПВК (формы анкет (досье) клиента), включающих указанные сведения;

 

3) в «Программе управления риском»:

- необходима конкретизация и/или детализация по технологиям предоставления услуг;

- результаты национальных оценок рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма излагать не в обобщенном виде, а рекомендуется детализировать их применение с учётом специфики деятельности НФО (предоставление займов, в том числе под МСК, реализация невостребованного имущества, операции с наличными денежными средствами и т.д.);

- критерии риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма должны определяться НФО с учетом специфики деятельности НФО (предоставление займов, в том числе под МСК, реализация невостребованного имущества, операции с наличными денежными средствами и т.д.);

- должна предусматриваться возможность использования информации об отказах при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ, доводимой Банком России до сведения НФО в соответствии с пунктом 13.3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в порядке, установленном Положением Банка России от 30.03.2018 № 639-П;

- порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента должен быть раскрыт отдельно по мониторингу, анализу и контролю с указанием периодичности проведения указанных мероприятий;

 

4) в «Программе выявления операций» при изложении перечня операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, рекомендуется следить за его актуальностью с учетом изменений Федерального закона № 115-ФЗ;

 

5) в «Программе по организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции» необходимо факторы, влияющие на принятие решение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операций, детализировать с учетом специфики деятельности НФО (предоставление займов, в том числе под МСК, реализация невостребованного имущества, операции с наличными денежными средствами и т.д.);

 

6) в «Программе организации в НФО работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России» необходим четкий порядок учета и хранения представленных клиентом документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;

 

7) по всему тексту ПВК должен быть указан верный срок хранения документов и информации (например, в отношении идентификационных сведений - не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом и т.п.);

 

8) порядок представления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, должен содержать алгоритм подготовки сведений и их направление;

 

9) необходимо обратить внимание на полное соответствие ссылок на пункты и приложения ПВК, наличие в ПВК сквозной нумерации пунктов, а также приложений к ПВК.

 

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя