scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное Компания основана в 1996 году
|
|
СМЫСЛОВ П.А.: Способы разработки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, советы, статистика и типовые ошибки (опубликовано на www.smyslovy.ru 14.11.2017)
За многие годы нашей работы в сфере финансового мониторинга о правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) нами написана вот уже не одна статья, но сегодня мы хотели бы опять поднять эту тему и рассказать читателям о статистике ПВК по ПОД/ФТ и выявленных нами ошибках, допускаемых организациями и предпринимателями, при разработке правил внутреннего контроля.
В последние годы у организаций и предпринимателей сложилось три традиционных способа разработки правил внутреннего контроля:
1. Разработка Правил внутреннего контроля с помощью специалистов-практиков и сторонних организаций; 2. Самостоятельная разработка Правил внутреннего контроля; 3. Использование готовых шаблонов ПВК по ПОД/ФТ (например, с сайта Росфинмониторинга).
Заказать разработку ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ можно ЗДЕСЬ.
У каждого из этого способа есть свои плюсы и минусы.
Плюсы первого способа разработки правил внутреннего контроля: - всю работу за Вас делает посторонний специалист, как правило, обладающий необходимым опытом и знаниями; - Вам не приходится вникать в сложные хитросплетения законодательства по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ; - Вам не нужно тратить свое время на изучение огромного массива нормативных актов и правоприменительной практики.
Минусы первого способа: - разработка правил внутреннего контроля стоит хоть и не больших, но денег; - есть опасность нарваться на непрофессионала в этой сфере, который продаст Вам вместо ПВК устаревший или списанный у кого-либо шаблон правил внутреннего контроля: в последние годы вопросами финансового мониторинга занялись многие, и все они тут же стали «экспертами с многолетним стажем работы» (но тут уже вопрос к Вашей осмотрительности в выборе помощника по разработке ПВК по ПОД/ФТ).
Плюсы самостоятельной работы над правилами внутреннего контроля: - Вы отлично ориентируетесь в созданном Вами документе, чувствуете себя с ними как рыба в воде.
Минусы самостоятельной разработки правил внутреннего контроля: - колоссальная потеря времени, нервов и сил; - необходимость наличия определенного уровня образования и в разумных пределах опыта правотворчества; - высокая (почти наверняка) вероятность допущения ошибок в тексте правил внутреннего контроля, которые приводят к многотысячным штрафам.
У использования готовых шаблонов ПВК по ПОД/ФТ плюсов нет никаких. Зато минусов – хоть отбавляй. Главный из них – то, что такие шаблоны почти невозможно адаптировать под конкретный вид деятельности, актуализировать в соответствии с действующим законодательством, что неизбежно приводит к наложению административных штрафов (штрафы за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга, к слову сказать, достигают одного миллиона рублей).
Некоторое время назад мы проводили бесплатную проверку правил внутреннего контроля с целью систематизации статистики ПВК по ПОД/ФТ и выявления типовых ошибок в них.
На проверку правил внутреннего контроля нам прислали 64 документа.
Из этих 64 документов: - 5 правил внутреннего контроля (7,81%) были самостоятельно разработанными организациями документами; - 14 правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (21,88%) были типовым шаблоном этого документа, размещенным на сайте Росфинмониторинга (в настоящее время этот шаблон давно устарел и проверки не проходит) или распространяемым некоторыми объединениями или ассоциациями для своих членов (адаптации таких документов под конкретную организацию – ноль); - 50 правил внутреннего контроля (70,31%) были документами, которые в разное время организациями и предпринимателями приобретались у различных разработчиков ПВК по ПОД/ФТ.
Мы не смогли сделать ни одного замечания к 17 проверенным нами правилам внутреннего контроля (26,56%). Примечательно, что из этих 17 ПВК по ПОД/ФТ: - 1 были самостоятельно разработанным документом; - 16 были разработаны с помощью сторонних специалистов. Нас впечатлили ПВК по ПОД/ФТ организации, которая самостоятельно их сделала, ведь это был документ очень достойного уровня.
Из 16 присланных на проверку «коммерческих правил внутреннего контроля»: - 14 документов были разработаны лично нами и впоследствии самостоятельно дорабатывались компаниями; - 2 ПВК по ПОД/ФТ были сделаны нашими коллегами в сфере услуг по разработке таких документов.
73,44% проверенных нами правил внутреннего контроля (47 документов) проверки не прошли.
Понятно, что не прошли проверки шаблоны правил внутреннего контроля. Вполне ожидаемы были замечания к самостоятельно разработанным ПВК по ПОД/ФТ.
Но почему же невысокий процент достойных правил внутреннего контроля был среди документов, которые организации покупали на стороне? Основных причин две: 1. Организация купила правила внутреннего контроля у нас или у наших коллег, но давно, например, в 2014 или 2015 году, и с тех пор их ни разу не обновляла (таких правил было 35 штук). 2. Организация нарвалась на непрофессионала (12 документов), который вместо нормального документа, продал ей какой-нибудь старый шаблон правил или же списанные у кого-то ПВК по ПОД/ФТ. Одних таких «спецов» мы тут же вычислили, т.к. они продали предпринимателю правила внутреннего контроля, которые мы еще в 2016 г. делали одному из ювелиров. Правда мы с тех пор наши ПВК не раз уже успели поменять и обновить, а горемычные «эксперты» все до сих пор предлагают их к продаже своим клиентам, причем, похоже, без оглядки на нюансы и особенности деятельности клиентов.
Теперь, если обобщить самые распространенные ошибки, то мы выделим следующие.
Ошибки в правилах внутреннего контроля ювелиров, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых организаций, операторов по приему платежей (ПВК разрабатываются на основании 667 Постановления Правительства): 1. Не раскрыта программа изучения клиента. Организации не понимают отличие процедур идентификации от процедуры изучения клиента. 2. В программе оценки риска не раскрывается механизм фиксирования результатов оценки риска. 3. В программах осуществления внутреннего контроля не раскрыты конкретные практические действия сотрудников. 4. Перечни операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций приводятся с изъятиями и сокращениями; 5. Вместо конкретных порядков приостановления операций, отказа клиентам в совершении операции, замораживания и блокирования денежных средств и иного имущества организации прописывают только нормы 115 Федерального закона. В ряде случае соответствующие программы в ПВК вообще отсутствуют (по принципу: «а что мы можем заморозить или приостановить?»). 6. Организации не упоминают в ПВК порядки идентификации иностранных структур без образования юридического лица, публичных должностных лиц (по принципу: «а мы с такими клиентами не работаем и у нас их точно никогда не будет»). 7. В правилах внутреннего контроля указываются ссылки на недействующие нормативные акты, а сами ПВК не актуализированы. 8. В правилах внутреннего контроля отсутствуют приложения, в которых устанавливались бы формы документов, необходимые для фиксирования информации, получаемой в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ.
Ошибки в правилах внутреннего контроля ломбардов, МФО, КПК, страховых компаний, профучастников РЦБ и иных НФО (ПВК разрабатываются на основании 445 Положения Банка России): 1. В программе управления риска не раскрывается механизм управления риском услуг, порядок и формы его фиксирования и т.д. 2. В программах осуществления внутреннего контроля не раскрыты практические действия сотрудников. Организации злоупотребляют цитированием нормативных актов, при этом уклоняются от указания конкретных порядков и процедур осуществления внутреннего контроля. Так, например, вместо порядков приостановления операций, отказа клиентам в совершении операции, замораживания и блокирования денежных средств и иного имущества организации прописывают только нормы 115 Федерального закона. В ряде случае соответствующие программы в ПВК вообще отсутствуют (по принципу: «а что мы можем заморозить или приостановить?»). 3. Перечни операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций приводятся с изъятиями и сокращениями; 4. Организации не упоминают в ПВК порядки идентификации иностранных структур без образования юридического лица, публичных должностных лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (по принципу: «а мы с такими клиентами не работаем и у нас их точно никогда не будет»). 5. В правилах внутреннего контроля указываются ссылки на недействующие нормативные акты, а сами ПВК не актуализированы. 6. В правилах внутреннего контроля отсутствуют приложения, в которых устанавливались бы формы документов, необходимые для фиксирования информации, получаемой в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ. 7. В описываемых порядках работы в сфере ПОД/ФТ много неопределенности по срокам их осуществления, порядку выполнения тех или иных процедур, взаимодействию между сотрудниками. Так, например, указывается: «Ответственный сотрудник скачивает Перечень Росфинмониторинга и направляет его для работы сотрудникам организации». Что тут неверно? Не определены сроки скачивания Перечня и направления его сотрудникам, не установлен способ направления Перечня, не понятно каким сотрудникам направляет (уборщица ведь тоже сотрудник!) и т.д. Мы надеемся, что наша статья пригодится нашим читателям в постоянной работе над своими правилами внутреннего контроля, а их документы будут проходить проверки со стороны надзорных органов с наименьшим количеством замечаний.
Медленно, но верно, подходит к концу 2017 год, и скоро можно будет подводить его итоги. А каков будет 2018 год, какими будут правила внутреннего контроля 2018 года, какие изменения в сфере финансового мониторинга грядут – покажет время! Но а мы, как обычно обо всех изменениях расскажем Вам на страницах нашего сайта.
эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ); - обучение и инструктаж по финмониторингу; - аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ; - электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу; - помощь на проверках; - и многое другое. Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | База знаний | Контакты | ПВК ПОД/ФТ Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|