scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное
Компания
основана в 1996 году
|
|
Разработка правил внутреннего контроля по №115-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг
(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна) (опубликовано на www.smyslovy.ru 25.09.2018 г.)
Что обязаны делать некоторые юристы и бухгалтеры? Отдельные нормы Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» распространились на отдельных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, еще много лет назад. Статья 7.1. «Права и обязанности иных лиц» была введена в Федеральный закон №115-ФЗ 14 лет назад в 2004 году. Согласно ей юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее в нашей статье будем называть таких лиц юристами и бухгалтерами)[1], обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).
Заказать ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ для юридической или бухгалтерской компании можно ЗДЕСЬ.
Так, вышеуказанные юристы и бухгалтеры обязаны подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, разрабатывать правила внутреннего контроля, проводить идентификацию клиентов, организовывать внутренний контроль, документально фиксировать и хранить информацию, уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов. Однако, многие юристы и бухгалтеры, вовлечённые в применение мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ, озадачились всерьез исполнением норм Федерального закона №115-ФЗ только лишь в 2018 году после выпуска Росфинмониторингом ряда рекомендаций по исполнению ими требований законодательства о ПОД/ФТ и публикации информационного письма № 54 от 19.07.2018 г. «О применении отдельных норм Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг». В этих рекомендациях и письме финансовая разведка подробно объяснила юристам и бухгалтерам их обязанности по ПОД/ФТ/ФРОМУ, поэтому мы настоятельно рекомендуем нашим читателям с ними ознакомиться. В целях выполнения возложенных Федеральным законом №115-ФЗ норм юристы и бухгалтеры обязаны были еще много лет назад разработать правила внутреннего контроля – документ, регламентирующий организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ/ФРОМУ, устанавливающий обязанности и порядок действий сотрудников организации в целях осуществления внутреннего контроля, определяющий сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
Первые "жертвы" Федерального закона №115-ФЗ В нашей практике вплоть до 2018 г. мы не слышали о случаях проверки исполнения норм антиомывочного законодательства у юристов и бухгалтеров, вовлеченных в систему ПОД/ФТ/ФРОМУ, поэтому, вполне возможно, они особо и не озадачивались вопросом разработки правил внутреннего контроля. Однако, летом 2018 года среди лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, появились первые ласточки, получившие письма «счастья» из прокуратуры на предоставление на проверку правил внутреннего контроля. Кому то из них пришлось доказывать надзорному органу, что на него не распространяются требования статьи 7.1 Федерального закона №№115-ФЗ, т.к. они не осуществляют от имени или по поручению своих клиентов сделки и операции и другие действия, перечисленные в пункте 1 этой статьи закона, а кому то, на кого действительно распространялись установленные требования, пришлось нести на проверку свои правила внутреннего контроля. О некоторых практических нюансах разработки ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ мы и хотели бы сегодня рассказать нашим читателям.
Как разработать ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ юристу и бухгалтеру? Отдельного нормативного документа, адресованного юристам и бухгалтерам, который бы регламентировал порядок разработки правил внутреннего контроля, в настоящее время нет. Однако, Росфинмониторинг при разработке правил внутреннего контроля рекомендует юристам и бухгалтерам руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которое распространяется на агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторов по приему платежей, ювелиров и на некоторые другие организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в статье 5 Федерального закона №№115-ФЗ. Мы также как и Росфинмониторинг полагаем, что Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667, безусловно, можно взять за ориентир при разработке ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, однако делать это нужно с осторожностью. Ведь если вспомнить вышеупомянутые положения статьи 7.1 Федерального закона №№115-ФЗ, то мы увидим, что далеко не все установленные антиотмывочным законодательством положения распространяются на юристов и бухгалтеров. Так, например, они не обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиентов, отказывать клиентам в выполнении распоряжений о совершении операции по установленным законом основаниям, приостанавливать операции клиентов, сообщать в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному контролю (такие операции перечислены в статье 6 Федерального закона №№115-ФЗ), а также о результатах проверки клиентов на наличие среди них лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и т.д. Поэтому, мы полагаем, что юристы и бухгалтеры не обязаны в составе своих правил внутреннего контроля разрабатывать порядки, связанные с такими положениями и ситуациями, предусмотренными в Постановлении Правительства №667, но не предусмотренными статьей 7.1 Федерального закона №115-ФЗ. На наш взгляд, например, такие программы, регламентирующие: - порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; - порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ, могут не разрабатываться юристами и бухгалтерами и не включаться в состав своих правил внутреннего контроля. Аналогично может не разрабатываться порядок выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, перечисленных в статье 6 Федерального закона №115-ФЗ, а также некоторые иные порядки, указанные в Постановлении Правительства №667. Полагаем, что юристы и бухгалтеры могут включить в состав своих правил внутреннего контроля следующие программы и разделы: - программу, определяющую организационные основы осуществления внутреннего контроля; - порядок обеспечения конфиденциальности информации, полученной в результате применения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также мер, принимаемых при реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствии с законодательством Российской Федерации; - программу идентификации; - программа оценку степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; - программу выявления операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; - программу документального фиксирования информации; - программу подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ; - программа проверки осуществления внутреннего контроля; - программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ; - порядок предоставления информации в Росфинмониторинг. Также рекомендуется в состав правил внутреннего контроля включить в качестве приложений ряд документов, используемых в повседневной работе по ПОД/ФТ/ФРОМУ, таких как, например, анкеты клиентов, форму внутреннего сообщения о выявлении подозрительной операции, документы по учету прохождения юристами и бухгалтерами обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ, ряд иных, используемых в работе по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Важно заметить, что правила внутреннего контроля должны быть разработаны исключительно на основании действующего законодательства РФ. Законодательство в сфере финансового мониторинга меняется достаточно часто, поэтому важно случайно не воспользоваться устаревшими нормативными актами в этой сфере. При разработке ПВК мы рекомендуем также пользоваться информационными письмами и сообщениями Росфинмониторинга. Разработанные ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ должны регламентировать у юриста или бухгалтера организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ/ФРОМУ, устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля, определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию. Одним из наиболее распространенных нарушений при разработке ПВК является случай, когда организация или предприниматель излагают в них лишь требования Федерального закона №115-ФЗ, требования Постановления Правительства №667 и иных нормативных актов без конкретизации и описания действий сотрудников организации или предпринимателя на практике и распределения соответствующих функций между сотрудниками. Такой подход к разработке правил внутреннего контроля не обеспечивает работу практического механизма работы и порядка действий сотрудников при проведении тех или иных процедур внутреннего контроля Правила внутреннего контроля должны учитывать специфику деятельности юриста или бухгалтера, их внутреннюю организационную структуру и штатную численность работников, отражать наличие обособленных подразделений или филиалов, а также порядок осуществления в них внутреннего контроля.
Исполнение совсем не сложных обязанностей убережет читателей от штрафа В отличие от организаций и предпринимателей, перечисленных в 5 статье Федерального закона №115-ФЗ, у юристов и бухгалтеров правила внутреннего контроля получаются вполне несложным и простым в применении локальным документом, согласно которому проводимые в рамках него процедуры внутреннего контроля не сложны и не занимают много времени. Чего мы точно не советуем делать лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, на которых распространяются требования статьи 7.1 Федерального закона №115-ФЗ, так это пытаться для своей работы использовать какие-то типовые правила внутреннего контроля или их шаблоны. Такой подход среди прочего чреват, например, тем, что юристы и бухгалтеры внедряют в свою работу устаревшие ПВК по ПОД/ФТ, составленные много лет назад, которые не учитывают последних изменений законодательства, или возлагают на себя обязанности, не предусмотренные законом, например, по замораживанию денежных средств клиентов. Штраф за отсутствие правил внутреннего контроля или их несоответствие закону предусматривается частью 1 статьи 15.27 КоАП: от 50 000 до 100 000 рублей. Однако, мы надеемся, что нашим читателям он грозить не будет, поскольку сегодня они получили исчерпывающую информацию о том, что такое ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и как их разработать. [1] Важно заметить, что статья 7.1 Федерального закона №115 распространяется не на всех без исключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а только на тех из них, кто осуществляет перечисленные в пункте 1 этой нормы закона действия.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ); - обучение и инструктаж по финмониторингу; - аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ; - электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу; - помощь на проверках; - и многое другое. Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | База знаний | Контакты | ПВК ПОД/ФТ Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|