scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное Компания основана в 1996 году
|
|
Барыкин С.Е., СМЫСЛОВ П.А.: совершенствование риск-ориентированного подхода к проверкам финансовых потоков (опубликовано в сборнике: Логистика: современные тенденции развития: материалы XII Международной научно-практической конференции 19 апреля 2013 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др]. - СПб: СПбГЭУ, 2013. - 462 с.)
В докладе изложены понятие системы финансовых потоков, рассмотрено совершенствование риск-ориентированного подхода путем выявления подозрительных операций на основе системного подхода к сложной проблеме анализа движения денежных средств в группе компаний. Выявление операций или сделок, связанных с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма, и обеспечение информационной поддержки деятельности правоохранительных органов является основной целью любого подразделения финансовой разведки государства. В Риме в ноябре 1996 года на заседании членов организации «Эгмонт», объединяющей финансовые разведки различных государств мира, впервые было сформулировано определение, закрепляющее понятие такого подразделения, как имеющей полномочия на работу по противодействию финансированию терроризма центральной государственной структуры, ответственной за получение, анализ и передачу финансовой информации, касающейся доходов, подозреваемых в криминальном происхождении. Термин «финансовый мониторинг» в отношении системы мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является российским нововведением и используется в Белоруссии (Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля), Украине (State Department of Financial Monitoring) и Грузии (Financial Monitoring Service of Georgia). В зарубежных источниках термин «финансовый мониторинг» практически не встречается. [1] Можно согласиться с мнением В.О. Щелова, что борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма имеет глобальный приоритет безопасности современного общества, что и обуславливает необходимость ранней диагностики рисков отмывания денег [2]. Можно показать, что актуальной становится задачи поиска подозрительных операций выборочным путем вместо прямого перебора операций, подлежащий обязательному контролю, на предмет преступного умысла. Для реализации задачи выявления подозрительных операций с денежными средствами необходимо перейти от модели обязательного контроля к модели риск-ориентированного контроля исключительно за подозрительными операциями [3]. Однако само «подозрение» носит исключительно субъективный характер: в иностранном и отечественном законодательстве отсутствуют какие-либо рекомендации о дополнительной «разумности», «обоснованности» или доказательстве отсутствия «небрежности» [4]. Росфинмониторинг или иные надзорные органы нечасто привлекают организации к административной ответственности за нарушение ими нормы закона, обязывающей подавать сведения о подозрительных операциях в уполномоченный орган, по причине отсутствия у компетентных органов четко аргументированной доказательственной базы выявленного правонарушения. Несмотря на наличие обширного нормативно закрепленного перечня подозрительных операций, зачастую подозрительную операцию можно выявить лишь интуитивно, в зависимости от субъективного суждения лица, ответственного за организацию внутреннего контроля. Так, например, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Инком-Инвест» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП. Решением суда от 19.02.2009 по делу №А71-284/2009-А19 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Федеральный арбитражный суд Уральского округа своим Постановлением от 03.08.2008 по делу №А71-284/2009-А19 оставил в силе указанное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по тому же делу. Среди прочего, судами было установлено и материалами дела подтверждено, что, по мнению РО ФСФР России в ВКР, в ходе проведения проверки в действиях общества выявлено, в частности, нарушение требований п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившееся в том, что контролер не выявил и не представил руководителю общества и в Росфинмониторинг сведения по необычной операции. Судами с учетом установленных по делу фактических обстоятельств был сделан обратный вывод о том, что совершенная операция ни одним из признаков необычной операции не обладала, и у контролера отсутствовали основания для передачи соответствующих сведений руководителю общества и в Росфинмониторинг. Росфинмониторинг на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента организации в отмывании преступных доходов и уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы. В конечном счете решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия [5]. По нашему мнению, основу усовершенствованного риск-ориентированного подхода составит системный анализ финансовых потоков, который основан на рассмотрении движения денежных средств с системных позиций. Введем понятие системы финансовых потоков, направленных на легализацию (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, под которой будем понимать множество объектов (потоков денежных средств и потоков иного имущества), отношение между которыми обладает определенным свойством – обеспечить в определенный момент времени реализацию этапов отмывания денежных средств и финансирования терроризма. В процессе анализа проводится рассмотрение элементов предполагаемой системы на соответствие моделям отмывания денег, наиболее часто встречаются из которых трехфазная и четырехфазная модель [6]. Трехфазная модель фазы: размещение (placement), расслоение (layering) и интеграция (integration). Четырехфазная модель отмывания денег состоит из следующих фаз: 1) первая фаза – освобождение от наличных денег и перечисление их в банки на собственные счета подставных лиц; 2) вторая фаза – распределение денежных средств путем банковских операций и операций с ценными бумагами; 3) третья фаза – маскировка путем использования для открытия счетов удаленных банков и перевода денег со счетов иностранных фирм на счета преступников в рамках фиктивных хозяйственных договоров; 4) четвертая фаза – инвестирование отмытых капиталов в легальную экономику. Усовершенствованный риск-ориентированный подход позволит учитывать российские особенности финансовых потоков, направленных на легализацию (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Руководителем службы комплаенс банка «Уралсиб» И. Катышевой справедливо отмечено, что отличие структуры теневой экономики в России от структуры теневой экономики в США или Евросоюзе определяет различную природу «отмывания» денег [7]. В России основное противодействие организуется на этапе вывода средств в юрисдикции с мягким налоговым климатом (т.е. оффшоры), а также на этапе обналичивания безналичных денежных средств, а за рубежом основное внимание уделяется противодействию внедрения в легальный оборот наличных денежных средств (полученных от преступной или теневой деятельности) через финансовые структуры.
Список литературы: 1. Прошунин М.М. Росфинмониторинг как уполномоченный орган по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Административное право. 2010. № 2. С. 111 – 120. 2. Щелов В.О. Механизм борьбы с «отмыванием» преступных доходов в действии./ Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2007. № 3. 3. Емелин А. Проблемы совершенствования системы ПОД/ФТ // Банковское обозрение. 2012. № 7. С. 20 – 23. 4. Прошунин М.М. Мониторинг операций и сделок в кредитной организации в целях противодействия легализации преступных доходов // Банковское право. 2010. № 3. С. 42 – 45. 5. Васильев А. О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма // Банковское право. 2005. № 2. 6. Ревенков П.В., Тимкова А.А. Финансовый мониторинг: контроль мобильных платежей // Международные банковские операции. 2012. № 2. С. 28 – 37. 7. Катышева И. ПОД/ФТ: бороться и искать... // Банковское обозрение. 2012. № 12. С. 66 – 69.
д-р эконом. наук С.Е. Барыкин, канд. истор. наук П.А. Смыслов При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ); - обучение и инструктаж по финмониторингу; - аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ; - электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу; - помощь на проверках; - и многое другое. Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | База знаний | Контакты | ПВК ПОД/ФТ Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|