Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Барыкин С.Е., СМЫСЛОВ П.А.: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ: ТРЕБОВАНИЯ РОСФИНМОНИТОРИНГА И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

(опубликовано в сборнике: "Логистика: современные тенденции развития: материалы XI Международной научно-практической конференции 19, 20 апреля 2012 г. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др]. - СПб: СПБГИЭУ, 2012. - 472 с.)

Нажмите здесь, чтобы скачать документ в формате DOC

 

Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)Теория финансовой логистики опирается на принципы равнозначности и взаимосвязи потоков финансовых, материальных и информационных ресурсов, а также сходства аналитического описания материальных и финансовых потоков. Однако организация финансирования инвестиций корпораций наталкивается на противоречия, ранее не учитываемые при разработке моделей потоков ресурсов. Необходимость учета рамок практической реализации моделей финансовой логистики может привести к изменению теоретических положений. 

Финансовая логистика предполагает изучения движения потоков финансовых, материальных и информационных ресурсов, используя принципы равнозначности потоков ресурсов, сходства их аналитического описания и взаимозависимости.

Организация движения потоков финансовых ресурсов должна соответствовать требованиям, предъявляемым к компаниям-участникам инвестиционного процесса со стороны законодательства в области противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и со стороны налогового законодательства. Налоговое законодательство содержит требования, выполнение которых должно приводить к минимизации необоснованной налоговой выгоды компании, а законодательство в сфере ПОД/ФТ стремится пресекать попытки реализовать преступный умысел при финансировании.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) № 53 от 12.10.2006 [1] введено понятие «необоснованная налоговая выгода», а также критерии признания налоговой выгоды необоснованной.

Под налоговой выгодой вообще ВАС РФ понимает уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Разъяснено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если отсутствует действительный экономический смысл или деловая цель операций, учитываемых для целей налогообложения.

Законодательство в сфере ПОД/ФТ (Приказ Росфинмониторинга №103 от 08.05.2009 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» [2]) разделяет необычные сделки на:

– сделки, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем;

– сделки, осуществление которых может быть направлено на финансирование терроризма.

Однако строгое выполнение правил, установленных этим нормативным актом Росфинмониторинга, приводит к неоднозначному эффекту в инвестиционном процессе. Так, например, в соответствии с ним под критерии выявления необычных сделок подпадают следующие операции с денежными средствами:

– предоставление или получение займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России (с 26 декабря 2011 года ставка рефинансирования составляет 8% годовых – прим. авт.);

– заключение договора лизинга (сублизинга), когда продавцом предмета лизинга и лизингополучателем выступает одно и то же лицо.

Если в первом случае экономическая для обоснования применения низкой процентной ставки необходимо сопоставление с экономическим результатом заемщика, то во втором случае речь идет о возвратном лизинге, возможность которого допускается федеральным законодательством: в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения [3].

Более того, сам по себе механизм лизинга привлекает внимание налоговых органов, которые видят в нем инструмент налогоплательщика для снижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налога на прибыль. Действительно, различие в налогообложении лизинга и кредита заключается в том, что лизинговые платежи, в отличие от займов, относятся на себестоимость, тем самым уменьшая налогооблагаемую прибыль дочерних компаний группы и, соответственно, общий размер налога на прибыль, уплачиваемый группой компаний в целом. Однако сущность лизинга заключается в том, что он являясь разновидностью аренды, направлен на поддержание финансового состояния налогоплательщика, испытывающего нехватку денежных средств для прямой покупки основных фондов.

Возвратный лизинг, при котором продавец лизингового имущества одновременно является лизингополучателем, фактически, является формой получения кредита под залог производственных фондов. Получение дополнительного экономического эффекта от различий в налогообложении является не главной особенностью лизинга, а второстепенной, так как налогоплательщику не имеет смысла переплачивать денежные средства в виде лизингового платежа, руководствуясь стремлением снизить налог на прибыль (при замене прямой покупки основного средства механизмом лизинга платеж по лизинговой сделке существенно вырастает).

Можно сделать вывод, что таким образом проявляется противоречие между требованиями действующего законодательства и экономическими целями делового оборота (при реализации положений финансовой логистики).

  

Список литературы

1. Постановление Пленума ВАС РФ от № 53 от 12.10.2006.

2. Приказ Росфинмониторинга №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» от 08.05.2009.

3. Федеральный закон № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998.

 

 

д-р эконом. наук С.Е. Барыкин, канд. истор. наук П.А. Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя