scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное Компания основана в 1996 году
|
|
Смыслов П.А. информация о недостатках и нарушениях, допущенных организациями при разработке правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, и о нарушениях, допущенных организациями при реализации ПВК по ПОД/ФТ, выявленные в ходе надзорной деятельности в 2016 году
(источник: письмо Южного главного управления Банка России, Отделение по Ставропольскому краю, от 31.10.2016 г., текст письма воспроизведен на сайте www.smyslovy.ru 12.12.2016 г.)
К нам в распоряжение часто попадают очень интересные и полезные документы по ПОД/ФТ, распространяемые надзорными и государственными органами (Росфинмониторингом, Пробирной палатой, ЦБ и т.д.), в которых изложена их позиция по применению антиотмывочного законодательства. Мы решили поделиться с читателями нашего сайта информацией о типичных нарушениях и недостатках, выявленных Южным главным управлением Банка России (Отделение по Ставропольскому краю) у организаций при разработке правил внутреннего контроля и их реализации, и изложенных им в письме, распространенном среди руководителей некредитных финансовых организаций в октябре-ноябре 2016 года. Считаем, что требования к ПВК, нижеизложенные в позиции Южного главного управления Банка России, справедливы для организаций, расположенных и в иных регионах нашей страны. Напоминаем Вам, что мы уже много лет работаем в сфере финансового мониторинга и разрабатываем правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ). При подготовке правил мы среди многих факторов учитываем в т.ч. и региональные требования отдельных надзорных органов, поэтому правила внутреннего контроля наших клиентов всегда проходят успешную проверку и высоко ценятся проверяющими органами.
_______________________________________________________________________
начало письма ЦБ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России) Южное главное управление Отделение по Ставропольскому краю 350035, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 286 www.cbr.ru эл. адрес: 070ffice@cbr.ru телефон: (8652) 22-47-20, факс: 35-18-16 Личный кабинет
Без досылки бумажного экземпляра Руководителям некредитных финансовых организаций, зарегистрированных на территории Ставропольского края (по списку)
О выполнении законодательства в сфере ПОД/ФТ
Отделение Ставрополь в дополнение к ранее направленной информации (письмо от 07.10.2016 № Т307-27-60/13489) направляет для использования в практической работе информацию о типичных нарушениях законодательства и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ[1], допущенных НФО[2] , а также о недостатках, выявленных в ходе надзорной деятельности в 2016 году. Предлагаем использовать представленную информацию при анализе текущего состояния организации и осуществления внутреннего контроля с целью выявления рисков, которые могут привести к указанным типичным нарушениям и недостаткам.
Источник материала: Письмо Южного главного управления Банка России (Отделение по Ставропольскому краю) от 31.12.2016 (нажмите, чтобы увеличить)
1. Нарушения и недостатки, допущенные НФО при разработке ПВК[3]: 1) не включение отдельных программ, процедур, положений и порядков, требования к наличию которых установлены Положением Банка России № 445-П[4], в том числе: - программы организации системы ПОД/ФТ; - программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; - программы, определяющей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; - программы организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции; - положений о принимаемых некредитной финансовой организацией мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1. пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ[5]; - методики выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; - порядка присвоения, порядка и сроков пересмотра степени (уровня) риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; - порядка учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; - порядка проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения данных мероприятий; - положений о сроках принятия решений о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной, а также порядка фиксирования принятого решения; - порядка информирования (при необходимости) руководителя НФО о выявлении операции, подлежащей обязательному контролю, и подозрительной операции; - положений о мерах, которые применяются некредитной финансовой организацией исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции; - порядка учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень организаций и физических лиц[6]; - порядка информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки; - порядка информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4. Федерального закона №115- ФЗ; - порядка прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у некредитной финансовой организации информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента; - положений о факторах, влияющих на принятие решения об отказе от проведения операции, сформулированных с учетом программы управления риском и программы выявления операций, а также специфики деятельности некредитной финансовой организации; - порядка дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; - не включение отдельных функций СДЛ[7], определенных пунктом 2.10. Положения Банка России № 445-П; 2) положения и порядки, включенные в программы ПВК, содержали общие типовые формулировки, не раскрывающие практических механизмов их реализации применительно к особенностям организации (структуре, функциям сотрудников, клиентской базе и так далее). Зачастую организации лишь фиксировали в ПВК требования Федерального закона № 115-ФЗ без разработки и описания действий на практике и распределения соответствующих функций между сотрудниками. Такого вида изложение является формальным подходом и противоречит требованиям пункта 1.4. Положения Банка России № 445-П; 3) искажение смысла, неполное изложение требований Федерального закона № 115-ФЗ.
2. Нарушения, допущенные НФО при реализации ПВК: 1) невыполнение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ о необходимости не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в порядке, установленном Указанием Банка России №3484-У[8]; 2) нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ об обновлении не реже одного раза в год информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах; 3) не соблюдение требований пункта 2.6. Положения Банка России № 445-П об информировании в письменной форме территориального учреждения Банка России, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью НФО в сфере ПОД/ФТ, о назначении ответственного сотрудника по ПОД/ФТ в течение трех рабочих дней со дня назначения такого сотрудника (с указанием фамилии, имени, отчества, должности и контактных данных ответственного сотрудника (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона)); 4) нарушение требований пункта 2,2. Положения Банка России № 444-П[9] об использовании при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, при обновлении сведений, информации об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, размещенной на сайтах органов исполнительной власти в сети «Интернет»; 5) невыполнение требований пункта 2.5. Положения Банка России № 444-П о фиксировании сведений о клиенте, представителе клиента, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе, в объеме, предусмотренном Приложениями 1-3 к Положению Банка России № 444-П; 6) нарушение требований пункта 3.5. Указания Банка России № 3471-У[10] в части несоблюдения сроков прохождения СДЛ повышения квалификации (планового инструктажа); 7) нарушение требований пункта 3.4. Указания Банка России №3471-У о проведении целевого (внепланового) инструктажа с сотрудниками НФО при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов; 8) невыполнение требований пункта 4.6. Указания Банка России №3471-У о хранении в личных делах сотрудников некредитных финансовых организаций документов (либо их копий), свидетельствующих о прохождении обучения по ПОД/ФТ; 9) установлены факты назначения СДЛ, квалификация которых не соответствовала требованиям, установленным нормативными актами, действовавшими на момент их назначения. Одновременно, Отделение Ставрополь информирует, что невыполнение вышеуказанных требований законодательства, а также нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также влечет реализацию Банком России полномочий, определенных статьей 76.5. Федерального закона № 86-ФЗ[11] [1] Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [2] Некредитная финансовая организация [3] Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [4] Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [5] Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [6] Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму [7] Специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК [8] Указание Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [9] Положение Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [10] Указание Банка России от 05.12.2014 №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» [11] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Заместитель начальника А.В. Храпунова
конец письма ЦБ _______________________________________________________________________
Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ); - обучение и инструктаж по финмониторингу; - аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ; - электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу; - помощь на проверках; - и многое другое. Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | База знаний | Контакты | ПВК ПОД/ФТ Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|