Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

 

Об отчетности в ломбарде

(опубликовано на www.smyslovy.ru  22.03.2019)

 

Авторы:

Смыслов Павел Александрович, консультант по ПОД/ФТ/ФРОМУ и финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук;

Бабешко Виктория Дмитриевна, консультант по вопросам деятельности ломбардов.

 

 

Смыслов Павел

В последние годы нагрузка на отчетность в ломбарде существенно выросла. В настоящее время успешная деятельность любого ломбарда связана не только с наличием клиентской базы, удобным месторасположением, но и с правильной и своевременной сдачей отчетности в различные инстанции: Банк России, Росфинмониторинг, налоговую, пенсионный фонд и т.д. Если ломбард сосредоточит свои усилия только на развитии бизнеса, а отчетности уделит недостаточно внимания, его деятельности будут угрожать многочисленные проверки и штрафы, которые смогут выбить из колеи любого, даже самого успешного и уверенного в себе предпринимателя.

В настоящей статье авторы расскажут читателям об основных видах отчетности в ломбарде, сроках ее сдачи и последствия за ее непредоставление в государственные инстанции.

 

Отчетность в Банк России

Банк России является надзорным для ломбардов органом, который уполномочен на осуществление контрольных и проверочных мероприятий за ломбардной деятельностью. Ломбарды обязаны представлять в Банк России три вида отчета:

- Отчет о деятельности ломбарда;

- Отчет о персональном составе руководящих органов;

- Отчет об операциях с денежными средствами.

Указанием Банка России от 30.12.2015 №3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» устанавливаются формы, сроки и порядок составления и представления в надзорный орган документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда.

Отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, и два отчета по итогам года (не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года).

При подготовке форм отчетности ломбардов, необходимо руководствоваться следующими правилами: при составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года, заполняются только разделы I и III, а при составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, заполняются разделы I - II, IV - V.

К отчету о деятельности ломбарда за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность ломбарда, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или даты изменения сведений.

Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда, вместе с сопроводительным письмом представляются в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет ломбарда на сайте Банка России.

В случае выявления ломбардом фактов представления в Банк России отчетности, содержащей неверные и (или) неактуальные значения показателей за любой отчетный период в течение последних 3 лет, исправленная отчетность должна быть направлена в течение 10 рабочих дней, следующих за днем возникновения оснований для внесения исправлений. При формировании электронного документа с исправленной отчетностью отчетность за другие отчетные периоды в него не включается. В случае необходимости внесения исправлений в отчетность, представленную за несколько отчетных периодов, каждая исправленная отчетность направляется в Банк России за каждый отчетный период отдельным электронным документом, к которому прилагается файл, содержащий перечень неверных и (или) неактуальных значений показателей с описанием причин их отражения.

Если отчетность представлена в ответ на полученное предписание или запрос Банка России, в сопроводительном письме к отчетности помимо исходящей даты указывается информация о дате и номере предписания или запроса Банка России.

Электронные документы, содержащие отчетность в Банк России, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции руководителя (единоличного исполнительного органа) ломбарда.

Указанием Банка России от 13.01.2017 №4263-У "О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами" установлены сроки и порядок составления и представления ломбардами в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами.

Ломбарды обязаны ежемесячно составлять и представлять в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами в соответствии с приложением 1 к вышеупомянутому нормативному акту.

В целях составления отчетности об операциях с денежными средствами ломбарды осуществляют кодирование операций с денежными средствами, в том числе операций с собственными средствами ломбарда.

Отчет составляется по данным за календарный месяц и представляется в Банк России не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным через личный кабинет на сайте Банка России.

 

 

Перечень форм отчетности ломбарда в Банк России

 

 

Форма отчетности

Сроки представления

Отчет о деятельности ломбарда

За первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года - не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода.

Годовая (за календарный год дважды - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года)

Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда

Годовая или на нерегулярной основе (при изменении сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или даты изменения сведений)

Отчет об операциях с денежными средствами

Ежемесячная (представляется не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным)

 

 

Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 до 700 000 рублей. 

 

Отчетность в Росфинмониторинг

Росфинмониторинг – является уполномоченным органом в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Представление в Росфинмониторинг сведений – важнейшая обязанность ломбарда. Нашим читателям крайне важно обеспечить процесс своевременного, корректного и полного представления информации в уполномоченный орган.

Указанием Банка России от 17.10.2018 №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлены порядок и сроки сдачи отчетности ломбардов в финансовую разведку России.

Ломбард должен сформировать в соответствии с установленным порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», электронный документ в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС), включающего один из следующих видов сведений и информации в следующие сроки:

- об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и (или) в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю;

- об операциях, в отношении которых у работников ломбарда на основании реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операции;

- о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона - сведения направляются ломбардом в Росфинмониторинг незамедлительно;

- о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона - ФЭС, содержащее информацию о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и (или) результатах проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона, должно направляться ломбардом в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок;

- об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона – информация направляется ломбардом в Росфинмониторинг незамедлительно;

- о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции;

- об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона оснований, в соответствии с которыми ранее ломбардом были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган – сведения о таком устранении представляются ломбардом в Росфинмониторинг в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.

 

Всю отчетность ломбардов в Росфинмониторинг можно разбить на две группы:

- нерегулярные отчеты, которые направляются ломбардом только в случае наступления событий или фактов, влекущих за собой подачу информации в Росфинмониторинг – таких отчетов большинство;

- регулярные отчеты, которые обязательно направляются ломбардом не реже одного раза в три месяца – это отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, причастных к экстремистской деятельности, терроризму, распространению оружия массового уничтожения. Такой отчет сдается ломбардом с 23 марта 2019 года со следующей периодичностью:

- либо после каждой проведенной проверки по Перечню Росфинмониторинга, если результаты проверки ломбард документирует как проверку клиентов (некоторые Перечни Росфинмониторинга, как правило, обновляются еженедельно);

-  либо не реже одного раза в три месяца (например, один раз в два или три месяца), если результаты каждой проведенной проверки по новому Перечню Росфинмониторинга ломбард документирует в виде сверки клиентов.

Отчеты в Росфинмониторинг сдается ломбардами в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет ломбарда на сайте Росфинмониторинга.

Меню штрафов за несданные отчеты в Росфинмониторинг для ломбардов весьма разнообразно: например, 50 000 – 100 000 рублей за не сдачу регулярных отчетов о проверке клиентов, 200 000 – 400 000 рублей за не сдачу отчётов об операциях обязательного контроля или о подозрительных сделках.

 

Отчетность в налоговые органы

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации ломбарды применяют Общую систему налогообложения (пп.7 п.3 ст.346.12 НК РФ устанавливает, что ломбарды в своей деятельности не вправе применять УСН, а также при реализации невостребованного имущества не вправе применять ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ), т.к. реализованное имущество не является собственностью ломбарда, а доход от его реализации поступает в счет погашения обязательств заемщика перед ломбардом).

НДС

Так как деятельность ломбарда основана на выдаче краткосрочных займов гражданам, то начисленные проценты по выданным займам не облагаются НДС (согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), они отражаются в декларации по НДС в седьмом разделе, с кодом вида операции 1010292. Так же ломбард имеет право воспользоваться льготой по НДС, освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в том случае если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышает в совокупности два миллиона рублей (ст.145 НК РФ).

Если ломбард оказывает услуги по хранению, консультационные и информационные услуги, они подлежат налогообложению НДС в общем порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налог на прибыль

Для целей налогообложения ломбарда, принимаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ они относятся к внереализационным доходам налогоплательщика.

Таким образом, доходы в виде процентов, полученных ломбардом по договору займа, не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), а включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщика.

Согласно статье 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (метод начисления, ст.271 НК РФ).

В соответствии с п.6 ст.271 НК РФ при применении налогоплательщиком метода начисления, доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.

НДФЛ

При реализации невостребованного имущества, у ломбарда не возникает обязанности налогового агента по уплате НДФЛ, так как согласно п. 2 ст. 226 НК РФ ломбарды не являются налоговыми агентами, а поэтому сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц от продажи предметов залога ломбарды не представляют (Письмо Минфина РФ от 14.05.2005 г. №03-05-01-04/133).

Прочие налоги

Налог на имущество, транспортный налог и прочие налоги- ломбард обязан уплачивать и отчитываться по ним в соответствии с возникшими у него обязательствами по данным категориям налогов.

Так же ломбард отчитывается и уплачивает налоги в соответствии с действующим Законодательством в Бюджетные Фонды Российской федерации (ПФР, ФСС, ЦЗН, статистика).

 

Таким образом, легко увидеть, что фискальная нагрузка на деятельность ломбардов крайне высока. При кажущейся на первой взгляд простоте ведения ломбардного бизнеса, надо учитывать все факторы деятельности ломбарда. Ломбарду крайне важно обеспечить правильное и своевременное заполнение отчетности и ее последующую подачу в надзорные и фискальные органы.

 

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя