Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

НОВОСТИ финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права

 

Март 12, 2019

Легализации преступных доходов через недвижимость.

Федеральная нотариальная палата и Федеральная служба по финансовому мониторингу выпустили совместное информационное сообщение от 4 марта 2019 года № 2192 / 01-01-40/4546 «О признаках возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов»:

По результатам Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов (НОР ОД) использование недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов отнесено к группе умеренного риска[1].

В недвижимость могут инвестироваться денежные средства, полученные в результате коррупционных правонарушений, преступлений в бюджетной сфере, в сфере незаконного оборота наркотиков и других правонарушений.

Настоящее информационное письмо подготовлено в целях ориентирования организаций (индивидуальных предпринимателей), оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее – риэлтор), нотариусов, осуществляющих нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на признаки, которые могут свидетельствовать, что действительными целями сделки с недвижимым имуществом является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

1. Подозрительное поведение клиента (участников сделки)

а)               проявление клиентом чрезмерной скрытности и (или) неопределенности ответов, например, на вопросы о принадлежности клиента к категории публичных должностных лиц (ПДЛ), о его бенефициарных собственниках, об источниках получения / происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа совершения сделки, и другие;

б)              проявление клиентом необычной заинтересованности (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения риэлтором, нотариусом обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, прежде всего по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга о сделке;

в)               запрос клиента об упрощении и (или) ускорении процедуры заключения сделки (без предоставления объяснений о причинах);

г)               необъяснимые изменения распоряжений (особенно на последнем этапе заключения сделки);

д)              попытки клиента скрыть личность истинного участника сделки (собственника), лица, реально руководящего проведением сделки, не являющегося официальной стороной сделки (или представителем одной из сторон сделки);

е)               настаивание клиента или одной из сторон сделки на проведении расчетов наличными денежными средствами.

2. Особенности расчетов по сделке

а)               задействование в сделке несоразмерно крупных сумм наличных денежных средств, в особенности, если суммы явно не соответствуют социально-экономическому положению сторон сделки - физических лиц;

б)              фактическое финансирование сделки третьим лицом, в том числе юридическим лицом за физическое лицо, нерезидентом, а также с использованием денежных средств, поступивших из-за рубежа;

в)               необоснованное откладывание выбора способа платежа до предельного срока заключения сделки;

г)               необоснованное изменение предварительно согласованного порядка платежа;

д)              установлен короткий срок погашения/возврата денежных средств;

е)               использование ценных бумаг (векселя) в расчетах при совершении сделки;

ж)             приобретение элитной недвижимости лицом, проживающим в другом регионе Российской Федерации или нерезидентом (в случае осуществления расчетов с использованием наличных денежных средств).

3. Особенности условий сделки

а)               наличие существенных расхождений между заявленной и рыночной стоимостью объекта недвижимости;

б)              ранее были осуществлены последовательные продажи объекта недвижимости (проведение в короткие сроки серии сделок с последовательным увеличением / уменьшением стоимости);

ж)             аффилированность участников сделки (например, родственная, служебная, предпринимательская) вызывает сомнения относительно истинного характера или причины сделки;

з)               неоднократное участие одних и тех же участников в сделках в течение короткого промежутка времени;

и)              участие в сделке лиц нетипичной для данного вида сделок возрастной и (или) социальной группы;

к)               фактический обмен объектами недвижимости между сторонами сделок при наличии существенных расхождений их рыночной стоимости (без возникновения дополнительных обязательств финансового характера).

Рекомендуем оценивать риск совершения клиентами операций (сделок) с недвижимым имуществом с учетом вышеуказанных критериев (признаков). При принятии решения об информировании Росфинмониторинга   о подозрительных сделках (операциях), соответствующие сведения направляются[2] по форме ФЭС 1-ФМ, с указанием кода 6001 и конкретного кода признака необычной сделки[3] (включая коды «…99» «Иные признаки»), установленные приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

Одновременно напоминаем, что риэлторы и нотариусы не вправе информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения[4].

Президент

 

Федеральной нотариальной палаты                                                             К.А. Корсик

 

Статс-секретарь-заместитель директора Росфинмониторинга                      П.В. Ливадный


 

[1] Раздел НОР ОД «Оценка рисков» / «Группа умеренного риска» / «Риск использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов».

[2] Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

[3] Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

[4] Статья 4 и пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

 

* * *

 

Обновлена информация по нашей новой услуге: Актуарное консультирование, управление рисками и финансами с помощью европейских экспертов по страхованию, финансам и инвестициям.

 

В частотности, для страховых компаний мы можем предложить консультации по:

- актуарному моделированию

- IFRS17

- Solvency II.

Для других компаний мы можем предложить актуарные оценки:

- IAS 19

- IAS37

- IFRS2

 

Мы также оказываем помощь Пенсионным фондам.

Мы можем предложить отличное качество актуарного консультирования (аналогичное качеству компаний из Big4), но по более низкой цене.

 

 

12.03.2019

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

 

Перейти в раздел Новости

 

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя