scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ): юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт корпоративного права
и финансового мониторинга в Избранное
Компания
основана в 1996 году
|
|
НОВОСТИ финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права
Сентябрь 11, 2017 О дате совершения операции с недвижимостью. Суды не поддерживают Банк России и встают на сторону позиции Росфинмониторинга по вопросу определения даты совершения операции по договору купли-продажи недвижимого имущества. Не так давно мы написали небольшую заметку о том, что Банк России игнорирует официальные письма Росфинмониторинга по ПОД/ФТ, в которой воспроизвели позицию регулятора о том, что обязанность организации по представлению в Росфинмониторинг сведений о сделке с недвижимым имуществом, возникает со дня регистрации права собственности на недвижимое имущество как результат сделки с недвижимым имуществом.
Указанная статья нашла самый горячий отклик среди читателей нашего сайта. Некоторые читатели даже поделились с нами материалами собственной судебной практики, из которой следовало несовершенство позиции Банка России по спорному вопросу, что собственно и следовало ожидать. Так, сотрудник одной организации прислал нам решение суда по делу о привлечении его компании к административной ответственности, из текста которого следовало, что компанией в 2014 году были сформированы и направлены в Росфинмониторинг сообщения с кодом операции 8001 «Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю», где в качестве даты совершения операции с недвижимым имуществом были указаны даты подписания договоров купли-продажи недвижимого имущества (квартир). Банк России, посчитав, что обществом в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сформированы и направлены в Росфинмониторинг сообщения, содержащие недостоверные сведения о дате совершения сделки, подтверждаемой свидетельством о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество или соответствующей отметкой на договоре купли-продажи недвижимого имущества, усмотрело в действиях последнего признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ. По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении. По результатам рассмотрения материалов административного дела ЦБ в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Суд, рассмотрев дело, признал незаконным и отменил постановление Банка России о назначении административного наказания обществу по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Свои доводы суд мотивировал следующим. На основании пункта 1.1. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. Как следует из указанной нормы Федерального закона № 115-ФЗ, одним из квалификационных признаков сделки с недвижимым имуществом для отнесения ее к операциям, подлежащим обязательному контролю, является результат такой сделки, а именно, состоявшийся переход права собственности на недвижимое имущество. Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Таким образом, сделка с недвижимым имуществом относится к операциям, подлежащим обязательному контролю, если ее результатом является переход права собственности на недвижимое имущество. Если в результате сделки с недвижимым имуществом не происходит перехода права собственности на недвижимое имущество, такая сделка не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю. В соответствии с пунктом 3 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Из разъяснений, данных в письме Банка России от 05.03.2012 № 014-12-1/944, следует, что при направлении в уполномоченный орган сообщения о сделке с недвижимым имуществом, как об операции, подлежащей обязательному контролю, 5 в поле «DATA» dbf-файла указывается дата регистрации права собственности на недвижимое имущество. В Информационном письме Росфинмониторинга от 02.08.2013 № 30 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не являющимися кредитными организациями» изложена позиция, согласно которой в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона № 115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки. Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации. В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество, по мнению Росфинмониторинга, обязанность организации представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом. Как указано Росфинмониторингом, учитывая положения пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 21-ФЗ), в соответствии с которыми правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащихся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу указанного Федерального закона (вступил в силу с 1 марта 2013 года), датой совершения таких сделок в целях Федерального закона № 115-ФЗ следует считать: - для договоров, заключенных до 01.03.2013, дату государственной регистрации сделки (договора), - для договоров, заключенных после 01.03.2013, дату подписания такого договора. Учитывая изложенное, сведения о таких сделках с недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю, заключенным до 01.03.2013, должны быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем государственной регистрации соответствующего договора, а заключенным после 01.03.2013 - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания соответствующего договора. Согласно письму Банка России от 20.06.2012 № 12-1-5/1082 в качестве недостоверных сведений, указанных в части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, следует рассматривать сведения, содержащиеся в отчетах в виде электронного сообщения (ОЭС), направленных кредитной организацией в уполномоченный орган, и входящие в перечень, определенный подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, если эти сведения не соответствуют данным первичных документов, сведениям и информации, имеющимся в распоряжении кредитной организации. Общество руководствовалось разъяснениями уполномоченного органа (Росфинмониторинга), данными в более поздний период, нежели в письмах Банка России от 05.03.2012 № 014-12-1/944, от 21.11.2011 № 12-1-10/2131 и в качестве даты совершения сделок указало даты подписания договоров. Разъяснения Банка России в указанных письмах даны до внесения изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащихся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. после 1 марта 2013 года). То есть, на сегодняшний момент Росфинмониторингом и Банком России под датой совершения сделки, совершенной после 01.03.2015, понимаются фактически различные понятия: дата подписания договора купли-продажи жилого помещения и дата государственной регистрации права собственности покупателя соответственно. Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам. Учитывая, что письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами и не применяются при рассмотрении дел в арбитражных судах, вместе с тем необходимо принять во внимание то обстоятельство, что выполнение письменных разъяснений о понятии «дата совершения сделки» в целях Федерального закона № 115-ФЗ, данных неопределенному кругу лиц Росфинмониторингом в пределах его компетенции, свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ. В силу части 4 статьи 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. С учетом положений пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации» и разъяснений в письме Росфинмониторинга от 02.08.2013 № 30, указанные сведения не могут в данном случае рассматриваться как недостоверные. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить. Мы надеемся, что воспроизведенные в настоящем материале доводы суда пригодятся нашим читателям в спорах с Банком России по поднятому нами вопросу. 11.09.2017
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | Информация | Контакты | Краеведение
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|