Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Материнский капитал и ПОД/ФТ

(автор - Павел Смыслов, кандидат исторических наук, специалист по образовательной деятельности, юрист в сфере ПОД/ФТ главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано в Вопросы кредитной кооперации. №6(30). 2016)

 

Чем интересна эта статья: автор обобщил практику проверок Банком России на предмет соблюдения КПК норм антиотмывочного законодательства при работе с материнским капиталом, рассказывает, как кооперативам не стать жертвой мошеннических схем недобросовестных пайщиков, и какую работу в сфере ПОД/ФТ необходимо проводить.

 

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка была введена с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Вопросы, связанные с материнским (семейным) капиталом регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Право работать с маткапиталом в настоящее время имеют банки, кредитные потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации, и иные организации, осуществляющие предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой. В настоящее время значительное число владельцев сертификатов на материнский капитал привлекают КПК с целью использования средств материнского (семейного) капитала.

Материнский капитал, безусловно, преследует самые благие цели – улучшить материальное положение семей, имеющих детей. Однако, в последнее время нередки случаи попыток «обналичивания» средств материнского капитала, в которые могут быть вовлечены в том числе и кредитные кооперативы.

Зная различные способы мошенничества со средствами материнского (семейного) капитала государственные органы ведут активную борьбу с ними, в том числе путем профилактической и надзорной работы над организациями, работающими с обладателями маткапитала, в частности с КПК.

Многие кредитные кооперативы в последнее время столкнулись с серьезными проверками со стороны Банка России, целью которых было выявление вовлеченности кооперативов в «обналичивание» средств материнского (семейного) капитала.

Не секрет, что некоторые кооперативы имеют исключительную специализацию на осуществление операций по предоставлению займов для приобретения жилых помещений, строительства объектов индивидуального жилищного строительства пайщикам, владеющим сертификатами материнского (семейного) капитала и рассчитывающим погасить обязательства по займу средствами маткапитала. Такие кооперативы наиболее часто попадают в поле зрения надзорных органов.

 

 

Какие схемы «обналичивания» средств материнского (семейного) капитала используют недобросовестные пайщики кооперативов?

В ходе проведения надзорных мероприятий за КПК со стороны Банка России не редко выявляются сделки, в которых участвуют родственники обладателя (или его супруга) средств материнского (семейного) капитала, а также сделки, в которых продавцы и покупатели зарегистрированы на одном и том же объекте купли-продажи. Такие сделки, по мнению надзорных органов, являются фиктивными, поскольку по их итогам реального улучшения жилищных условий для семей, имеющих детей, не происходит.

Выявляются сделки купли-продажи непригодного для проживания жилья по завышенной цене. В реальности обладателями средств материнского капитала за бесценок покупается уже реально несуществующий, но еще не исключенный из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект недвижимого имущества (например, сгоревший, или недавно снесенный дом).

Осуществляя надзорную деятельность за КПК, сотрудники Банка России проводят и визуальную оценку объектов недвижимости, направленную на подтверждение пригодности жилья для проживания, и местонахождения земельных участков. Особо рассматриваются сделки, по которым получены разрешения на строительство индивидуальных жилых домов, и осуществлено погашение займов средствами материнского (семейного) капитала. В ходе такой работы нередко выявляются сделки по выдаче займов на строительство на земельных участках, на которых отсутствуют коммуникации, признаки хозяйственной деятельности, строительных работ по истечении длительного периода времени с момента распоряжениями средствами маткапитала.

Существуют и выявляются также иные способы обналичивания средств маткапитала.

 

Какая работа проводится КПК с маткапиталом в рамках ПОД/ФТ?

Сделки по предоставлению пайщикам займов на приобретение или строительство жилья с последующим погашением их средствами материнского (семейного) капитала соответствуют критериям необычных сделок, предусмотренным Положением Банка России от 15.12.2014 г. N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

- «Совершение операции (сделки) по поручению клиента в случае, когда клиент, учредитель или выгодоприобретатель является участником федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ или национальных проектов» (код 1290);

- «Предоставление займа микрофинансовой организацией при условии его возврата заемщиком за счет средств, полученных в рамках реализации федеральных целевых программ (например, материнский (семейный) капитал, жилищные сертификаты» (код 4506).

Именно поэтому все сделки по предоставлению пайщикам займов на приобретение или строительство жилья с последующим погашением их средствами материнского (семейного) капитала требуют оценки со стороны специального должностного лица КПК, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, на предмет их сомнительности. По всем таким сделкам необходимо обязательно составлять внутреннее сообщение об операции и принимать решения о необходимости направления информации о них в Росфинмониторинг. Отсутствие такой документальной работы по ПОД/ФТ будет свидетельствовать о ненадлежащем исполнении КПК норм «антиотмывочного» законодательства и грозить многотысячными штрафами.

Мы рекомендуем разработать КПК правила внутреннего контроля таким образом, чтобы детализировать положения по определению рисков использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, исходя из видов предоставляемых пайщикам продуктов (услуг), в частности, работы со средствами материнского (семейного) капитала. Рекомендуем уточнить положения о факторах, влияющих на принятие решения об отказе от проведения операции, сформулированные с учетом специфики деятельности КПК (использование маткапитала).

 

Как минимизировать риски вовлечения в сомнительные операции?

Отделение Банка России по Республике Башкортостан в январе 2017 г. распространило среди поднадзорных КПК письмо N Т580-12-3/520 от 16.01.2017 г., в котором в качестве превентивных мер предложило КПК совершать следующие действия при работе с пайщиками – обладателями маткапитала:

- при предоставлении займа на приобретение или строительство жилья пайщику, располагающему государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал, обеспечить чистоту предстоящей сделки с выездом на место для осмотра планируемого к приобретению жилого помещения (застройке земельного участка), оценкой обеспечиваемым этим помещением жилищных условий (оценкой местонахождения земельного участка) с точки зрения пригодности для проживания и улучшения жилищных условий (в том числе по сравнению с тем жильем, где пайщик и члены его семьи проживают в настоящее время, по наличию возможности трудоустройства, развитости социальной и транспортной инфраструктуры и пр.) с формированием акта осмотра и фотографированием;

- решение о предоставлении займа принимать только на основании положительного заключения специального должностного лица КПК, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ.

- обеспечение поэтапного (ежеквартального) снижение доли дебиторской задолженности по займам, на погашение которых направляются средства материнского (семейного) капитала, в общей сумме задолженности по предоставленным кредитным потребительским кооперативом займам, до уровня 75%, (либо до уровня, предусмотренного стандартами саморегулируемой организации, участником которой является кредитный потребительский кооператив, если он установлен ниже 75%).

Указанные действия, на наш взгляд, справедливы и обоснованы для КПК, осуществляющих свою деятельность в иных регионах.

 

Какая ответственность КПК предусмотрена за вовлечение в сомнительные операции с материнским капиталам?

Ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность КПК за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так, например, непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников КПК возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток

Мошеннические операции с материнским капиталом могут квалифицироваться по ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации как мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат. К ответственности могут быть привлечены не только владельцы государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, но и должностные лица КПК, оказывающие услуги по сопровождению указанных сделок.

 

Павел Смыслов

 

Напоминаем нашим читателям, что распространение статей с нашего сайта допускается только с указанием нашего авторства и со ссылкой на нас как на первоисточник. Распространение статей без ссылки на наш сайт или указания авторства, строго запрещено.

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя