scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное Компания основана в 1996 году
|
|
Обзорная информация о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (источник: письмо Южного главного управления Банка России от 02.09.2015 г., текст письма воспроизведен на сайте www.smyslovy.ru 12.09.2015 г.)
К нам в распоряжение часто попадают очень интересные и полезные документы по ПОД/ФТ, распространяемые надзорными и государственными органами (Росфинмониторингом, Пробирной палатой, ЦБ и т.д.), в которых изложена их позиция по применению антиотмывочного законодательства. Мы решили поделиться с читателями нашего сайта информацией о типичных нарушениях и недостатках, выявленных Южным главным управлением Банка России у организаций при разработке правил внутреннего контроля, и изложенных им в письме, распространенном среди руководителей некредитных финансовых организаций в сентябре 2015 года. Считаем, что требования к ПВК, нижеизложенные в позиции Южного главного управления Банка России, справедливы для организаций, расположенных и в иных регионах нашей страны. Напоминаем Вам, что мы уже много лет работаем в сфере финансового мониторинга и разрабатываем правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ). При подготовке правил мы среди многих факторов учитываем в т.ч. и региональные требования отдельных надзорных органов, поэтому правила внутреннего контроля наших клиентов всегда проходят успешную проверку и высоко ценятся проверяющими органами.
_______________________________________________________________________
начало письма ЦБ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России) Южное главное управление 350000, г. Краснодар, ул. им. Кондратенко Н.И., 12 от 02.09.2015 О выполнении законодательства в сфере ПОД/ФТ
Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации для сведения и руководства в работе доводит обзорную информацию о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями (далее - НФО) Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК), разрабатываемых в рамках реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). Нижеуказанную информацию необходимо учесть при разработке и последующей актуализации ПВК. В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 года Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 445-П) организация системы ПОД/ФТ и ПВК, применяемые НФО на день вступления в силу Положения № 445-П, подлежали приведению в соответствие с требованиями указанного Положения в срок до 01.06.2015 года. Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации выборочно были запрошены и рассмотрены ПВК у ряда НФО на предмет соответствия их действующему законодательству и нормативным актам Банка России. При этом установлено следующее. 1. В ПВК упоминаются нормативные акты, в соответствии с требованиями которых они ранее разрабатывались, либо в тексте сохраняются описания отдельных процедур в соответствии с данными документами. Основным таким документом является постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 года. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 667). В связи с чем, обращаем внимание, что действие постановления Правительства №667 с 22.04.2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 №342 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не распространяется, в том числе на страховые организации, указанные в абзаце четвертом части первой статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, страховых брокеров, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды. 2. Положения, включенные в программы ПBK, содержат общие типовые формулировки, не раскрывающие практических механизмов их реализации применительно к особенностям организации (структуре, функциям сотрудников, клиентской базе и так далее). Зачастую организации лишь фиксируют в ПВК требования Федерального закона № 115-ФЗ без разработки и описания действий на практике и распределения соответствующих функций между сотрудниками. Такого вида изложение является формальным подходом и противоречит требованиям пункта 1.4. Положения Банка России № 445-П, в соответствии с которым ПВК разрабатываются НФО в соответствии с учетом особенностей вида и масштаба её деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых НФО клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. 3. Отмечены случаи смыслового искажения или сокращения формулировок требований Федерального закона № 115-ФЗ при переносе их в контекст ПВК. 4. Имеет место неверное понимание либо неуместное обобщение различных понятий законодательства в области ПОД/ФТ, например таких как: операция, подлежащая обязательному контролю/необычная сделка; блокирование (замораживание)/приостановление операции. В связи с чем, в правилах отмечены случаи объединения процедур внутреннего контроля для указанных понятий без учёта их фактического различия. Анализ таких ПВК позволяет сделать вывод о том, что организация не имеет целостного понимания требований и обязанностей, возникающих в процессе реализации Федерального закона № 115-ФЗ. 5. Структура ПВК имеет «размытый» характер, не содержит чёткого и последовательного описания предусмотренных программ и порядков, также установлены случаи, когда названия программ не соответствуют по смыслу описываемым в них процедурам. Установлено дублирование однородного текста в разных частях IIBK. В связи с чем, рекомендуем при разработке ПВК придерживаться структуры и последовательности изложения программ и порядков согласно Положению №445-П. Кроме того, рекомендуем в составе ПВК предусматривать наличие оглавления (содержания). 6. В ходе описания практических действий, осуществляемых НФО в рамках процедур внутреннего контроля, не указывается конкретное лицо (должность), ответственное в организации за их реализацию. Одновременно обращаем внимание на исполнение пункта 1.10 Положения № 445-П, согласно которому ПВК должны приводиться в соответствие с требованиями законодательства в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон №115-ФЗ, если иное не установлено соответствующим федеральным законом. Кроме того, учитывая, что в соответствии с Положением № 445-П требования, предъявляемые к ПВК, зависят от отнесения/неотнесения НФО к критериям малого или микропредприятия, рекомендуем указанную информацию о виде НФО фиксировать в ПВК.
конец письма ЦБ _______________________________________________________________________
Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ); - обучение и инструктаж по финмониторингу; - аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ; - электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу; - помощь на проверках; - и многое другое. Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | База знаний | Контакты | ПВК ПОД/ФТ Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|