Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Как посчитать клиентов для отчета в Росфинмониторинг о результатах проверки

Ответы на типовые вопросы по заполнению поля «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц» в отчете о результатах проверки клиентов

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 12.12.2024 г., а также в журнале ЭКСПО-ювелир)

 

Большинству ювелиров хорошо знаком подаваемый в Росфинмониторинг с периодичностью не реже одного раза в три месяца отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Обязанность по информированию Росфинмониторинга о результатах указанной проверки ввели еще в 2013 году, а спустя некоторое время также разработали и форму соответствующей отчетности. Однако, несмотря на то, что ювелиры подают этот отчет вот уже много лет, до сих пор на постоянной основе у них поднимается вопрос о том, как правильно посчитать клиентов для предоставления сведений о результатах проверки в Росфинмониторинг.

Как известно, при формировании отчета о результатах проверки клиентов ювелиры должны среди прочего заполнить такое поле, как «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц».

С заполнением этого поля отчета и возникают сложности у некоторых ювелиров, поэтому мы и решили посвятить сегодняшнюю статью указанной проблематике, ответив на наиболее популярные вопросы ювелиров, связанные с подсчетом количества клиентов.

 

 

У нас есть действующий с клиентом договор, подписанный уже давно, однако никаких операций в рамках этого договора с клиентом не происходит. Нужно ли считать и учитывать такого клиента в поле «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц»?

Пока договор с клиентом является действующим, не расторгнут или срок действия договора не истек, клиент продолжает являться лицом, находящимся на обслуживании, даже не смотря на отсутствие активных операций с ним. Поэтому его нужно будет учитывать в отчете о проверке клиентов. Если дальнейшая работа с клиентом не планируется, возможно, стоит рассмотреть вопрос о расторжении договора с ним, чтобы вывести его из числа клиентов и в дальнейшем не проводить его подсчета и проверок.

 

 

Один клиент в отчетном периоде совершил несколько покупок. В поле «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц» нужно учесть такого клиента как одного или в числе, исходя из количества совершенных им покупок и пробитых по кассе чеков?

Один клиент может совершить сколь угодно много покупок ювелирных украшений. Но при этом клиент как был одним лицом, так им и остается. Учитывать такого клиента в отчете нужно как одну единицу.

Будет неверным вести подсчет общего количества клиентов исходя из количества чеков, пробитых по кассе: нам известно, что среди ювелиров довольно распространена ситуация, когда они считают, что количество клиентов равно количеству чеков, пробитых по кассе. Между тем, один и тот же клиент может совершить несколько разных покупок ювелирных украшений, на которые будут пробиты самостоятельные чеки. В отчете же указывается именно количество клиентов, но не количество их покупок или чеков.

 

Нужно ли считать и учитывать в поле «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц» контрагентов, которые нам оказывают услуги (поставляют нам товар, берут наш товар на комиссию, производят нам ювелирные украшения и т.п.), а также бенефициаров, представителей и выгодоприобретателей клиентов?

В Росфинмониторинг предоставляются сведения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Клиент – это физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации или предпринимателю ювелирного сектора и сектора ДМ и ДК.

Лица, оказывающие услуги ювелирам (например, поставщики, комиссионеры, подрядчики, агенты и т.д.), не являются для ювелиров клиентами. Точно также не являются клиентами и бенефициары, представители и выгодоприобретатели клиентов. Поэтому их количество не нужно учитывать в отчете о результатах проверки клиентов.

 

В проверяемом периоде клиент расторг с нами договор. На момент проведения проверки за проверяемый период договор с клиентом уже не действующий. Нужно ли считать и учитывать такого клиента в поле «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц»?

В опубликованном на сайте Росфинмониторинга документе «Описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС…» установлено, что в соответствующем поле отчета о результатах проверки клиентов указывается общее количество клиентов – организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, находившихся на обслуживании за период со дня, следующего за днем окончания предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки (далее – проверяемый период). Таким образом, клиента, с кем был расторгнут договор в проверяемый период, нужно будет учесть в отчете за этот проверяемый период. А вот уже в отчетности за последующие проверяемые периоды, в которые расторгнутый договор не будет действовать, бывшего клиента учитывать не нужно.

 

Мы выдали клиенту беспроцентный заем на сумму более 1 млн рублей и отчитались предоставлении такого займа в Росфинмониторинг. Нужно ли такого клиента также считать и учитывать в поле «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц»?

Заемщик, получивший беспроцентный заем от ювелира, также является для ювелира клиентом. Работа с клиентом-заемщиком будет требовать его идентификации, оценки рисков и иных мероприятий по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в т.ч. и проверки в целях подачи отчета в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов. Поэтому заемщика, получившего беспроцентный заем, нужно также считать и учитывать в поле «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц».

 

Я не могу посчитать клиентов, у меня ничего не получается. Что мне делать?

Некоторые наши читатели могут быть удивлены, но именно этот вопрос является одним из самых популярных из рассмотренных выше.

Проблемы в подсчете клиентов возникают у тех, кто, как правило, не ведет учет клиентов или не проводит надлежащим образом их идентификацию и проверки.

 

 

Известно, что в ряде случаев ювелиры вправе не проводить идентификацию физлиц, покупающих ювелирные украшение в розницу (это покупки стоимостью до 60 000 рублей при расчете за наличные денежные средства и стоимостью до 400 000 рублей при расчете с использованием персонифицированного электронного средства платежа). Но даже в таких случаях ювелиру придется организовать учет общего количества клиентов.

Известный персонаж английского писателя и публициста Даниеля Дефо Робинзон Крузо, находясь на необитаемом острове, вел учет количества проведенных на острове дней путем зарубок на столбе. Вполне возможно, что ювелиры воспользуются способами, схожими с указанным, например, отмечая клиентов какими-нибудь знаками (черточками, крестиками и т.п.) в блокноте или тетради и потом пересчитывая количество этих знаков при подсчете общего количества клиентов накануне подачи отчета в Росфинмониторинг.

 

Мы не раз обращали свое внимание на то, что некоторые ювелиры, боясь сделать ошибку, так усердствовали в подсчете общего количества клиентов для отчетности в Росфинмониторинг, что даже не успевали подать отчет вовремя и допускали просрочки. Дело все в том, что некоторые ювелиры переживают, что на проверке поверяющий будет скрупулёзно пересчитывать клиентов и специально искать ошибки в заполнении поля «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц». Конечно, мы не можем исключать такого варианта проверки, но, честно говоря, за последние годы в нашей практике мы с такими случаями не встречались. Если ювелиры сами порой не могут посчитать своих собственных клиентов, то как это за них сможет сделать представитель надзора? Проверяющему уж куда быстрее и проще будет обратить внимание на иные очевидные нарушения в работе по ПОД/ФТ/ФРОМУ, зачастую допускаемые ювелирами, чем высчитывать точное количество клиентов организации или предпринимателя (особенно если их сотни или даже тысячи).

Конечно, значения всех полей в отчете о результатах проверки клиентов заполнять нужно верными и корректными данными, но и доводить ситуацию по подсчету клиентов до абсурда тоже не нужно. Ведь показатель «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц» не является ключевым в отчете. Так, например, у близких ювелирам коллег из ломбардов этот показатель вообще отсутствует в аналогичном отчете о проверке клиентов (формы отчетности в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов у ломбардов и ювелиров несколько отличаются).

Если процесс подсчета клиентов затягивается настолько, что ставит под угрозу сроки отправки отчета о результатах проверки клиентов, то лучше отправить отчет хотя бы с примерным значением показателя «Общее количество клиентов - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц», но вовремя. Тем более, неточный отчет всегда можно скорректировать, отправив его позже с уже точными данными и значением показателя «Тип записи в ФЭС» «3» – «при направлении скорректированной информации, на которую ранее от Росфинмониторинга была получена квитанция о ее принятии».

Основными и куда более важными в отчете о результатах проверки клиентов являются сведения, отражающие наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Корректному заполнению именно этих основных полей и следует уделить повышенное внимание.

 

Мы очень надеемся, что наша сегодняшняя статья станет полезной читателям, а вопросов «Как посчитать клиентов для отчетности в Росфинмониторинг» станет меньше.

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2024

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя