Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Изменения в правилах внутреннего контроля 2023 года

Какие изменения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ 2023 года могли стать основаниями для обновления правил внутреннего контроля

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 05.12.2023 г.)

 

Заказать разработку или обновление правил внутреннего контроля со всеми изменениями можно ЗДЕСЬ

 

Одной из важных обязанностей организаций и предпринимателей, на которых распространяются требования 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», является обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В том случае, если в законодательстве в сфере финансового мониторинга вышли изменения, влияющие на текст правил внутреннего контроля, эти изменения нужно учесть, скорректировав свои правила внутреннего контроля в установленные законом сроки.

Так, организации, поднадзорные Банку России (кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, МФО, страховые компании и брокеры, профучастники РЦБ, НПФ, УК, операторы инвестиционных платформ и другие некредитные финансовые организации), обязаны обновить свои ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не позднее трех месяцев с даты вступления в силу нормативного акта, влияющего на текст правил.

А организации и предприниматели ювелирного сектора, сектора ДМ и ДК, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей, организации игорного сектора, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, адвокаты, нотариусы, аудиторы и другие (субъекты, неподнадзорные Банку России) обязаны скорректировать свои ПВК по вступившим в силу изменениям не позднее одного месяца.

По сравнению с предыдущими годами в 2023 году было не так много поводов для обновления своих правил внутреннего контроля: законодательство в сфере ПОД/ФТ в 2023 году менялось, но изменения по большей части носили характер технических, либо затрагивали только отдельные виды деятельности. Впрочем, было и несколько черзвычайно важных изменений, которые затронули всех без исключений лиц, на которых распространяются требования по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

У наших читателей не должно быть никаких сомнений в том, что в 2023 году правила внутреннего контроля требовали подготовки их новых редакций. Если организация или предприниматель до сих пор использует документ утвержденный 2022 годом и ранее - он уже давно не отвечает актуальному законодательству в сфере финансового мониторинга.

О том, какие изменения могли повлиять на содержание правил внутреннего контроля в 2023 году – в нашем обзоре.

 

 

Январь 2023 года.

01 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2022 №569-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который внес изменения в 115-ФЗ. Изменения носили технический характер и были связаны с созданием с 1 января 2023 года Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и необходимостью использования его наименования в тексте 115-ФЗ. Эти изменения тем не менее, могли повлиять и на текст правил внутреннего контроля, в которых надо было уточнить наименование Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

09 января 2023 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2022 №607-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в том числе внес изменения в закон №115-ФЗ. С указанной даты были увеличены пороговые значения, до которых может не проводиться идентификация клиентов-физических лиц, покупающих ювелирные и другие изделия из ДМ и ДК:

- стоимостью до 60 000 рублей при оплате наличными денежными средствами;

- в розницу стоимостью до 400 000 рублей при оплате покупки с использованием персонифицированного средства платежа (т.е. банковской карты).

 

 

Указанные изменения повлияли на правила внутреннего контроля ломбардов и организаций и предпринимателей ювелирного сектора и сектора ДМ и ДК.

09 января 2023 года вступили в силу также изменения в 115-ФЗ, которые были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2022 года №595-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Изменения, предусматривали новые основания для включения физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имелись сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Эти изменения повлияли на правила внутреннего контроля тех субъектов, кто перечислял на их страницах положения, связанные с ними.

Также 10 января 2023 года вступили в силу сразу два новых приказа Росфинмониторинга:

- Приказ Росфинмониторинга от 28.12.2022 №353 «Об утверждении Порядка издания Федеральной службой по финансовому мониторингу постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, включая его образец, и доведения указанного постановления до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;

- Приказ Росфинмониторинга от 28.12.2022 №354 «Об утверждении Порядка и сроков доведения Федеральной службой по финансовому мониторингу до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц информации о решении суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом».

На правила внутреннего контроля большинства организаций и предпринимателей оказал влияние Приказ Росфинмониторинга от 28.12.2022 №353, который установил, что датой и временем получения постановления Росфинмониторинга о приостановлении операции являются дата и время его размещения в Личном кабинете пользователя на портале Росфинмониторинга.

 

Февраль 2023 года.

07.02.2023 в личных кабинетах многих пользователей в разделе «Риски ОД/ФТ», подраздел «Риски» был опубликован отчет Росфинмониторинга о рисках «Публичные отчеты НОР ОД и ФТ 2022». Положения, указанные в этом отчете, необходимо было учесть при разработке новых правил внутреннего контроля.

Отметим также, что указанный отчет был размещен в открытом доступе Росфинмониторингом еще в конце декабря 2022 года, поэтому многие организации и предприниматели могли учесть этот отчет и в более ранней редакции правил внутреннего контроля.

 

Март 2023 года.

20 марта вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 19.01.2023 №12 «О внесении изменений в Особенности представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. №18». Нормативным актом был уточнен перечень информации, направляемой организациями и предпринимателями в Росфинмониторинг. Изменения были направлены на приведение особенностей отправки информации в Росфинмониторинг в соответствие с уже действующими положениями 115 закона. Документ мог повлиять на текст правил внутреннего контроля отдельных субъектов, неподнадзорных Банку России.

21 марта вступило в силу очень важное Указание ЦБ от 07 ноября 2022 года №6308-У «О внесении изменений в нормативные акты Банка России в сфере требований к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которое повлияло на правила внутреннего контроля организаций, поднадзорных Банку России. Количество изменений было так велико, а их значение настолько важно, что мы делали их обзор в виде отдельной статьи, опубликованной на нашем сайте. Все без исключения организации, поднадзорные Банку России, были обязаны учесть эти изменения, разработав новые редакции правил внутреннего контроля.

 

 

Апрель 2023 года.

11 апреля вступило в силу Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 №584 «О внесении изменений в Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы». Организации и предприниматели, обязанные вставать на учет в Росфинмониторинг, в том случае, если в своих правилах внутреннего контроля прописывали положения, связанные с постановкой на учет, должны были учесть эти изменения в своих правилах внутреннего контроля.

15 апреля 2023 года вступили в силу изменения в требования к идентификации клиентов (Приказ Росфинмониторинга №100), внесенные Приказом Росфинмониторинга от 29.12.2022 №355 «О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. №100», который касался деятельности субъектов, неподнадзорных Банку России. Требования к идентификации были приведены в соответствие к действующей редакции 115-ФЗ и во многих случаях потребовали изменения правил внутреннего контроля.

 

 

28 апреля 2023 вступил в силу Федеральный закон от той же даты №165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Было установлено, что организации и предприниматели более не обязаны устанавливать бенефициаров у религиозных организаций, а также юридических лиц, которые производят и (или) реализуют предметы религиозного назначения и религиозную литературу и единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации. Изменения повлияли на содержание правил внутреннего контроля многих субъектов 115-ФЗ.

 

Май 2023 года.

02 мая 2023 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.04.2023 №676 «О внесении изменений в Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти». Этот документ внес ряд правок в порядок предоставления юрлицами уполномоченным государственным органам информации о своих бенефициарных владельцах, поэтому в правилах внутреннего контроля юридических лиц, в которых были раскрыты положения, связанные с установлением «своих» бенефициарных владельцев, нужно было учесть указанные изменения.

 

Июнь 2023 года.

06 июня 2023 года вступило в силу два новых указания Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, которые касались лиц, поднадзорных Банку России:

- Указание Банка России от 04.04.2023 №6396-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 22 февраля 2019 года N 5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения»;

- Указание Банка России от 04.04.2023 №6397-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Указание Банка России от 04.04.2023 №6396-У внесло по большей части технические правки в требования к ПВК по ПФРОМУ. Им было уточнено название программ и разделов в соответствующих правилах, нумерация пунктов из статей Федерального закона №115. Указание Банка России от 04.04.2023 №6397-У внесло изменения в требования по идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

Эти изменения оказали влияние на Правила внутреннего контроля всех без исключения организаций, поднадзорных Банку России.

13 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 260-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который касался практической деятельности страховых компаний и страховых брокеров, которые были обязаны внести соответствующие ему изменения в свои правила внутреннего контроля (среди прочего были уточнены условия применения порогового значения, до которого не проводится идентификация клиентов, установлены значительные послабления при идентификации выгодоприобретателей).

 

 

17 июня 2023 года вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2023 №94 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с имуществом». Этим приказом Росфинмониторингом для лизинговых компаний была определена в качестве подлежащей обязательному контролю операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, в рамках которого данное физическое лицо выступает продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 100 тысяч рублей, но не более 1 миллиона рублей. Лизинговым компаниям нужно было учесть этот документ и разработать с его учетом новую редакцию правил внутреннего контроля.

 

Июль 2023 года.

21 июля 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 10.07.2023 №308-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», позволяющий иностранным физическим и юридическим лицам без личного присутствия открывать счета (вклады) в отдельных финансовых организациях. Указанные изменения регулировали вопросы ПОД/ФТ в банках, у профучастников рынка ценных бумаг, в управляющих компания, у операторов инвестиционных платформ и некоторых других поднадзорных Банку России субъектов, поэтому потребовали от них внесения изменений в свои правила внутреннего контроля.

 

Август 2023 года.

29 августа 2023 года вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 13.03.2023 №52 «Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами». Этим приказом Росфинмониторингом для кредитных организаций была определена в качестве подлежащей обязательному контролю новая операция. Поэтому кредитные организации должны были учесть соответствующие изменения в своих правилах внутреннего контроля.

 

Сентябрь 2023 года.

Росфинмониторинг опубликовал Информационное сообщение от 15.09.2023 г. «О повышении внимания лизинговых компаний к операциям (сделкам), связанным с реализацией программ, предусматривающих бюджетное финансирование». Росфинмониторинг в письме напомнил, что лизинговая деятельность может использоваться на определенных этапах легализации преступных доходов, в том числе получаемых от хищения бюджетных денежных средств (т.н. «инвестирование преступного дохода»). Также Росфинмониторинг описал некоторые критерии подозрительных операций и дал рекомендации по заполнению ФЭС. Лизинговые компании могли учесть указанные рекомендации Росфинмониторинга в тексте своих правил внутреннего контроля.

 

 

Также было опубликовано Информационное письмо Росфинмониторинга от 20.09.2023 №67 «О применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Росфинмониторинг в письме среди прочего отметил, что организациям и предпринимателям по общему правилу, вне зависимости от выходных и нерабочих праздничных дней, рекомендуется исчислять время, необходимое для применения или отмены мер по замораживанию, руководствуясь пунктом 4 Особенностей (утверждены Приказом Росфинмониторинга от 29.11.2022 №297), за исключением случаев, когда организации и предприниматели не обслуживают клиентов и не совершают операций, в том числе с использованием дистанционных каналов связи. Организации и предприниматели могли учесть указанные разъяснения Росфинмониторинга в тексте своих ПВК.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2023 №1489 были внесены изменения в пункт 10 Положения от 19 марта 2014 г. №209 о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям. Изменениями было уточнено, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг по его запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов, а также сведения о выгодоприобретателях, ставшие известными при заключении договора страхования в пользу третьего лица. Лица, в чьих правилах внутреннего контроля содержались связанные с изменениями положения, должны были учесть их при разработке новых редакций правил.

 

Октябрь 2023 года.

26.10.2023 г. был официально опубликован и вступил в силу Указ Президента РФ от 26.10.2023 №811 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Среди прочего этим приказом был изменен сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации». Напомним, что при определении у клиента статуса публичного должностного лица субъектам 115-ФЗ нужно ориентироваться именно на этот Указ Президента. Поскольку во многих правилах внутреннего контроля перечисляется сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, указанные изменения прямо повлияли на содержание правил внутреннего контроля организаций и предпринимателей.

 

Выше мы рассмотрели только отдельные изменения, которые точно или с наибольшей вероятностью могли в 2023 году повлиять на текст правил внутреннего контроля большинства организаций и предпринимателей. Безусловно, что в 2023 году выходили и иные изменения, которые также могли оказывать влияние на текст правил внутреннего контроля в зависимости от содержания отдельного взятого документа или специфики деятельности организации или предпринимателя.

Не исключено, что до конца 2023 года выйдут еще изменения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, которые смогут оказать влияние на текст правил внутреннего контроля – но об этом мы уже напишем в новостной ленте нашего сайта.

Таким образом, видно, что правила внутреннего контроля в 2023 году неоднократно менялись в соответствии с выходящими в течение года изменениями. Отслеживание всех изменений в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и их внесение в текст правил внутреннего контроля – кропотливый труд, требующий обстоятельности, внимания и профессионального навыка.

Мы будем рады оказать всем нашим читателям помощь в обновлении правил внутреннего контроля по всем изменениям 2023 года. Также готовы предложить свою профессиональную помощь в постоянном сопровождении этого фундаментального документа (абонентское обслуживание правил внутреннего контроля).

 

Смыслов П.А.

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя