Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

Основные изменения в законодательстве о ПОД/ФТ в организациях и у ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ювелирного сектора в 2012 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2013 гг.

(авторы Смыслов П.А., Пышненко С.А. Опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 18.01.2014 г., обращаем Ваше внимание, что статья была написана в июле 2013 года, поэтому изменения в законодательстве в области ПОД/ФТ, произошедшие осенью-зимой 2013 г. в статье не отражены)

 

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯВ прошедшем 2012 году и первой половине 2013 года в законодательстве РФ, регулирующем вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма произошло достаточно много изменений. Большинство этих изменений коснулось требований к порядку и осуществлению различными организациями внутреннего контроля, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

В первую очередь стоит упомянуть Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившее в силу 17 июля 2012 г.

Этим Постановлением были установлены новые требования, которые должны соблюдаться организациями, работающими с драгоценными металлами и камнями, и другими организациями при разработке правил внутреннего контроля организациями (кроме кредитных, в т. ч. являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг). Указанные организации обязаны были осуществить внесений новых изменений в свои правила внутреннего контроля или разработать их новую редакцию в срок до 17 августа 2012 г.

Постановлением №667 были установлены четкий перечень программ, включаемых в новые правила внутреннего контроля, и требования к содержанию правил внутреннего контроля.

К сожалению, несмотря на то, что Постановление №667 действует вот уже более года, значительное число организаций до сих пор не привели свои внутренние документы в соответствии с установленными требованиями.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена процедура согласования правил внутреннего контроля в Государственных инспекциях Пробирного надзора. Правила внутреннего контроля достаточно утвердить руководителем организации.

Отметим, также что в связи с внесением в 2012 г. изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, перечень операций, подлежащих обязательному контролю был дополнен новой операцией (изменения вступили в силу в ноябре 2012 г.): операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 200 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 рублей, или превышает ее.

Кроме того, 03.12.2012 г. в ФЗ №115 были приняты поправки, касающиеся принятие организациями на обслуживание должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности РФ, должности членов Совета директоров ЦБ РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ. Эти поправки вступили в силу 01 января 2013 г.

Особо следует отметить изменения, внесенные Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» в закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанными изменениями был расширен перечень организаций и лиц, попадающих под действие 115-ФЗ. Так, теперь права и обязанности, возложенные Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Одновременно из сферы действия 115-ФЗ были выведены религиозные организации, музеи и организации, использующие драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, и некоторые другие организации.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий обязаны осуществлять у себя внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, идентифицировать клиентов и иных лиц, проходить специальное обучение, сообщать в Росфинмониторинг о сделках, подлежащих обязательному контролю, а также обо всех подозрительных операциях, осуществлять иные обязанности, предусмотренные 115 законом.

Кроме того, Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ добавлено новое идентифицируемое лицо – бенефициарный владелец (физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента). Был изменен порядок идентификации: теперь идентификация осуществляется до приема на обслуживание клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Установлен порядок обновления информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации о них. Уточнены сроки направления информации в Росфинмониторинг об обязательных сделках – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (ранее - не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции). Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ были внесены и иные изменения в 115 закон.

Стоит также отметить, что в настоящее время разработан проект нового приказа Росфинмониторинга «Об утверждении критериев выявления и признаков необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма». Среди новых признаков необычных операций могут стать: приобретение юридическим лицом – производителем ювелирной продукции минерального сырья у организаций и (или) старательских артелей, осуществляющих добычу драгоценных металлов, приобретение юридическим лицом – производителем продукции, не осуществляющим деятельность по огранке драгоценных камней, алмазного сырья и драгоценных камней в сыром (не обработанном) виде, приобретение юридическим лицом ограненных драгоценных камней (за исключением бриллиантов), не добывающихся на территории Российской Федерации.
 

 

П.А. Смыслов, канд. истор. наук  юрист,

специалист, осуществляющий образовательную деятельность в области ПОД/ФТ

(свидетельство МУМЦФМ Росфинсониторинга № 2404-302 от 12.09.2013 г.)

С.А. Пышненко
 

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя