scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem... (знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл..., лат.)
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное Компания основана в 1996 году
|
|
СМЫСЛОВ П.А.: "Борьба с коррупцией в российских компаниях" (опубликовано в журнале "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления", №9, 2016)
Известно, что коррупция препятствует росту экономики и наносит существенный ущерб развитию общества и государства. Борьба с коррупцией является одной из важнейших задач мирового сообщества, в том числе этот вопрос актуален для нашей страны на протяжении последних лет. На уровне международного права можно выделить несколько важнейших нормативных документов, заложивших правовую основу борьбы с коррупцией. 27 января 1999 года в Страсбурге была заключена Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». В этом международном документе, направленном на борьбу с коррупцией, было особо отмечено, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Государства — члены Совета Европы и другие государства, подписавшие указанную Конвенцию, отметили необходимость проведения в первоочередном порядке общей уголовной политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и профилактических мер. 15 ноября 2000 года была принята Конвенция ООН «Против транснациональной организованной преступности», которой было установлено, что каждое государство-участник в той степени, в какой это требуется и соответствует его правовой системе, принимает законодательные, административные или другие эффективные меры для содействия добросовестности, а также для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц и наказания за нее. 31 октября 2013 года на 51-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции», целями которой были объявлены: содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе в принятии мер по возвращению активов; поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом. Статьей 5 указанной Конвенции было установлено, что "каждое Государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности". Российская Федерация в разное время ратифицировала указанные Конвенции. За годы, прошедшие с момента ратификации этих важнейших международных документов, Российская Федерация в целях исполнения взятых на себя международных обязательств провела серьезную переработку целых отраслей законодательства, включая нормы уголовного, административного, гражданского, финансового, корпоративного и трудового права. Важной вехой в развитии отечественного антикоррупционного законодательства стало принятие Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который является основой и фундаментом российской правовой системы по борьбе с коррупцией. В настоящее время в систему антикоррупционного законодательства входят различные указы Президента РФ, значительное количество нормативных актов Правительства РФ и ведомственных документов.
Средства борьбы с коррупцией
Многие наши читатели наверняка регулярно встречают новостные сводки средств массовой информации о раскрытии коррупционных преступлений и задержании коррупционеров различных мастей, в т. ч. облеченных значительными властными полномочиями. Но помимо раскрытия уже совершившихся коррупционных преступлений в нашей стране проводится и целый ряд мер, направленных на профилактику коррупции. Такие меры установлены статьей 6 Федерального закона «О противодействии коррупции». К их числу, например, относятся следующие: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; многие другие, указанные в 6 статье закона. Несмотря на многочисленные усилия нашего государства по борьбе с коррупцией и по ее профилактике, несмотря на широкую общественную огласку этой работы, к сожалению, лишь небольшое число организаций знает о том, что они вовлечены в борьбу с коррупцией и обязаны применять целый комплекс мер по ее предупреждению. Напомним читателям, что в соответствии со ст. 1 Закона «О противодействии коррупции» под термином «противодействие коррупции» понимается «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий». Таким образом, участие институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в борьбе с коррупцией закреплено законодательно. Статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлены меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. В последнее время органы прокуратуры усилили проверки за соблюдением организациями вышеуказанных мер: организации все чаще и чаще получают из надзорного ведомства запросы о том, что им необходимо в кратчайшие сроки предоставить на проверку документы, подтверждающие выполнение организациями норм законодательства о противодействии коррупции. Образец одного из таких запросов прокуратуры, который получила одна небольшая организация несколько месяцев назад, cм. в примере 1. Поскольку ответ на полученный запрос организации помог составить автор настоящей статьи, мы бы хотели разобрать для читателей нижеприведенный запрос прокуратуры, объяснив им, какие документы необходимо было представить на проверку и как их можно было бы оформить для ее успешного прохождения.
Обратим внимание читателей на то, что у организации было всего два дня для дачи ответа в прокуратуру по существу запроса, поэтому для многих организаций его получение могло бы стать полной неожиданностью.
Противодействие коррупции на уровне компании
К числу внутренних локальных актов организации, регламентирующих вопросы противодействия коррупции, относится антикоррупционная политика организации, представляющая собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мер, направленных на предотвращение и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации, распространяющаяся на работников организации, находящихся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. В этом внутреннем локальном документе закрепляются обязанности организации и ее работников, связанные с предупреждением и противодействием коррупции. Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников или специальными (устанавливаться для отдельных категорий работников). Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие: не допускать коррупционного поведения, в том числе воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку, или как просьба (намек) о даче взятки, а также противодействовать любым проявлениям коррупции и прочим злоупотреблениям в организации; оказывать необходимое содействие и предоставлять требующуюся информацию подразделению организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, комиссии организации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; уведомлять руководителя комиссии организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, органы прокуратуры и иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; незамедлительно уведомлять своего непосредственного руководителя, а также руководителя организации о ставших известными фактах конфликта интересов и коррупционных проявлений в организации, обстоятельствах и действиях (бездействии) работников организации и третьих лиц, послуживших или способных послужить причинами возникновения в организации конфликта интересов и/или коррупционных проявлений, а также о причинении (возможном причинении) вреда организации; доводить до сведения непосредственного или вышестоящего руководителя информацию о том, что какое-либо лицо предлагает работнику организации совершить незаконный, неправомерный или противоречащий требованиям к служебному поведению поступок, о любых ставших известными фактах в отношении совершенных либо готовящихся правонарушений со стороны других работников организации; исключать действия (бездействие), связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей; и т. д. Специальные обязанности в связи с противодействием коррупции могут устанавливаться для таких категорий лиц, работающих в организации, как: руководство организации, лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики, работники, чья деятельность связана с коррупционными рисками, лица, осуществляющие внутренний контроль, и т. д. Кстати, общие и специальные обязанности работников по противодействию коррупции можно включить и в трудовой договор с работником организации. В том случае, если обязанности работника по предупреждению и противодействию коррупции закреплены в трудовом договоре, работодатель вправе применить к работнику, нарушившему свои обязанности, меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения (при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ). В антикоррупционную политику рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях профилактики и противодействия коррупции. К числу таких мероприятий могут относиться следующие: разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; введение антикоррупционных положений в трудовые договоры с работниками, а также стандартных антикоррупционных оговорок в договоры с контрагентами организации; введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений; введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений; осуществление периодического внутреннего контроля за соблюдением антикоррупционных процедур; проведение периодической оценки коррупционных рисков деятельности организации и разработка соответствующих антикоррупционных мер; проведение обучающих мероприятий с работниками организации по вопросам профилактики и противодействия коррупции; и многие другие. Важным элементом работы по профилактике коррупции является внедрение внутрифирменных антикоррупционных стандартов поведения работников в организации. Для этого необходимо разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников. Этот документ, который, кстати, зачастую запрашивают на проверку надзорные органы, устанавливает основные принципы и правила служебного поведения, а также этические правила для работников организации в целях надлежащего исполнения ими своих трудовых обязанностей, укрепления авторитета организации. Кодекс призван содействовать формированию высоких стандартов морали и нравственности в организации. В кодексе этики среди прочего раскрываются основные принципы и правила служебного поведения работников. Утвержденные внутренние локальные акты в сфере противодействия коррупции доводятся до сведения всех работников организации, как правило, под роспись. Рекомендуется обеспечить возможность свободного и беспрепятственного доступа работников к текстам внутренних антикоррупционных документов. Эти нюансы, как мы видим из текста запроса прокуратуры, также интересуют надзорный орган. Организации необходимо определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, оформив это соответствующими организационно-распорядительными документами, например, приказом руководителя организации. Задачи, функции, полномочия, права и обязанности подразделения или должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, могут устанавливаться во внутренних локальных документах организации, например, в антикоррупционной политике организации, в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных должностных лиц, в положении о соответствующем подразделении. Как видно из рассматриваемого запроса прокуратуры, отдельный акцент надзор при проверке делает на том, каким образом обеспечено сотрудничество и взаимодействие организации с правоохранительными органами. В каких же формах может проявляться такое сотрудничество? Это сотрудничество может быть основано, например, на оказании содействия представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам профилактики и противодействия коррупции или при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия. Интересуются надзорные органы и внутриорганизационными мерами по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Одной из мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, может быть разработка и принятие Положения о конфликте интересов — внутреннего документа организации, устанавливающего порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. Действие такого положения рекомендуется распространить на всех работников организации вне зависимости от занимаемой ими должности, а также на физических лиц, сотрудничающих с организацией на основе гражданско-правовых договоров, путем включения в текст договора с таким лицом соответствующих положений. В этом документе раскрываются основные принципы управления конфликтом интересов в организации, порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов, обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов и другие положения. Хорошим рекомендательным документом по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции являются одноименные методические рекомендации, размещенные на сайте http://www.rosmintrud.ru (этот документ можно найти и в информационно-правовых базах).
Ограничения для госслужащих
В нашей статье мы хотели бы напомнить нашим читателям еще об одной важной обязанности: о том, что они должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. Многие организации либо забывают исполнять вышеуказанную обязанность, либо вообще о ней ни разу не слышали. Однако ее исполнение может быть проверено надзорными органами (в практике автора настоящей статьи известны случаи проверок организаций именно в отношении соблюдения этой обязанности). Согласно п. 4 указанной нормы закона работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 г. № 29 утверждены «Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации», которыми устанавливается порядок соответствующего уведомления. Согласно Указу Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» названные требования касаются граждан, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 557 перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 г. № 925 перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Напомним нашим читателям о том, что незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В заключение мы хотели бы отметить, что принимаемые организацией меры по профилактике коррупции и противодействию ей зачастую бывают сложны, малопонятны и запутанны. Конечно же, мы рассмотрели только некоторые документы организации и проводимые внутрикорпоративные мероприятия, делая акцент на конкретном запросе прокуратуры. Важно заметить, что анонсируемые организацией меры по противодействию коррупции должны не только быть отражены на бумаге в виде внутренних локальных документов, но и реально исполняться с документальным подтверждением. Мы надеемся, что наша статья пригодится читателям, а меры, принимаемые организациями по противодействию коррупции, будут исполняться более полно и корректно.
Некролог: 8 июня 2016 года ушел из жизни автор многочисленных статей нашего журнала Смыслов Александр Григорьевич. Это был высококвалифицированный и авторитетный юрист, замечательный, добрый и эрудированный человек. Ему было всего 65 лет.
эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ); - обучение и инструктаж по финмониторингу; - аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ; - электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу; - помощь на проверках; - и многое другое. Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
|
|
Главная | Новости | Наши услуги | О нас | База знаний | Контакты | ПВК ПОД/ФТ Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310 Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
|