Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга "СМЫСЛОВЫ" и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насБаза знанийКонтактыПВК ПОД/ФТ

 

СМЫСЛОВ П.А.:

Способы разработки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, советы, статистика и типовые ошибки

(опубликовано на www.smyslovy.ru 14.11.2017)

 

За многие годы нашей работы в сфере финансового мониторинга о правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) нами написана вот уже не одна статья, но сегодня мы хотели бы опять поднять эту тему и рассказать читателям о статистике ПВК по ПОД/ФТ и выявленных нами ошибках, допускаемых организациями и предпринимателями, при разработке правил внутреннего контроля.

 

В последние годы у организаций и предпринимателей сложилось три традиционных способа разработки правил внутреннего контроля:

 

1. Разработка Правил внутреннего контроля с помощью специалистов-практиков и сторонних организаций;

2. Самостоятельная разработка Правил внутреннего контроля;

3. Использование готовых шаблонов ПВК по ПОД/ФТ (например, с сайта Росфинмониторинга).

 

Заказать разработку ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ  можно ЗДЕСЬ.

 

У каждого из этого способа есть свои плюсы и минусы.

 

Плюсы первого способа разработки правил внутреннего контроля:

- всю работу за Вас делает посторонний специалист, как правило, обладающий необходимым опытом и знаниями;

- Вам не приходится вникать в сложные хитросплетения законодательства по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ;

- Вам не нужно тратить свое время на изучение огромного массива нормативных актов и правоприменительной практики.

 

Минусы первого способа:

- разработка правил внутреннего контроля стоит хоть и не больших, но денег;

- есть опасность нарваться на непрофессионала в этой сфере, который продаст Вам вместо ПВК устаревший или списанный у кого-либо шаблон правил внутреннего контроля: в последние годы вопросами финансового мониторинга занялись многие, и все они тут же стали «экспертами с многолетним стажем работы» (но тут уже вопрос к Вашей осмотрительности в выборе помощника по разработке ПВК по ПОД/ФТ).

 

Плюсы самостоятельной работы над правилами внутреннего контроля:

- Вы отлично ориентируетесь в созданном Вами документе, чувствуете себя с ними как рыба в воде.

 

Минусы самостоятельной разработки правил внутреннего контроля:

- колоссальная потеря времени, нервов и сил;

- необходимость наличия определенного уровня образования и в разумных пределах опыта правотворчества;

- высокая (почти наверняка) вероятность допущения ошибок в тексте правил внутреннего контроля, которые приводят к многотысячным штрафам.

 

У использования готовых шаблонов ПВК по ПОД/ФТ плюсов нет никаких. Зато минусов – хоть отбавляй. Главный из них – то, что такие шаблоны почти невозможно адаптировать под конкретный вид деятельности, актуализировать в соответствии с действующим законодательством, что неизбежно приводит к наложению административных штрафов (штрафы за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга, к слову сказать, достигают одного миллиона рублей).

 

Некоторое время назад мы проводили бесплатную проверку правил внутреннего контроля с целью систематизации статистики ПВК по ПОД/ФТ и выявления типовых ошибок в них.

 

На проверку правил внутреннего контроля нам прислали 64 документа.

 

Из этих 64 документов:

- 5 правил внутреннего контроля (7,81%) были самостоятельно разработанными организациями документами;

- 14 правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (21,88%) были типовым шаблоном этого документа, размещенным на сайте Росфинмониторинга (в настоящее время этот шаблон давно устарел и проверки не проходит) или распространяемым некоторыми объединениями или ассоциациями для своих членов (адаптации таких документов под конкретную организацию – ноль);

- 50 правил внутреннего контроля (70,31%) были документами, которые в разное время организациями и предпринимателями приобретались у различных разработчиков ПВК по ПОД/ФТ.

 

Мы не смогли сделать ни одного замечания к 17 проверенным нами правилам внутреннего контроля (26,56%).

Примечательно, что из этих 17 ПВК по ПОД/ФТ:

- 1 были самостоятельно разработанным документом;

- 16 были разработаны с помощью сторонних специалистов.

Нас впечатлили ПВК по ПОД/ФТ организации, которая самостоятельно их сделала, ведь это был документ очень достойного уровня.

 

Из 16 присланных на проверку «коммерческих правил внутреннего контроля»:

- 14 документов были разработаны лично нами и впоследствии самостоятельно дорабатывались компаниями;

- 2 ПВК по ПОД/ФТ были сделаны нашими коллегами в сфере услуг по разработке таких документов.

 

73,44% проверенных нами правил внутреннего контроля (47 документов) проверки не прошли.

 

Понятно, что не прошли проверки шаблоны правил внутреннего контроля. Вполне ожидаемы были замечания к самостоятельно разработанным ПВК по ПОД/ФТ.

 

Но почему же невысокий процент достойных правил внутреннего контроля был среди документов, которые организации покупали на стороне? Основных причин две:

1. Организация купила правила внутреннего контроля у нас или у наших коллег, но давно, например, в 2014 или 2015 году, и с тех пор их ни разу не обновляла (таких правил было 35 штук).

2. Организация нарвалась на непрофессионала (12 документов), который вместо нормального документа, продал ей какой-нибудь старый шаблон правил или же списанные у кого-то ПВК по ПОД/ФТ. Одних таких «спецов» мы тут же вычислили, т.к. они продали предпринимателю правила внутреннего контроля, которые мы еще в 2016 г. делали одному из ювелиров. Правда мы с тех пор наши ПВК не раз уже успели поменять и обновить, а горемычные «эксперты» все до сих пор предлагают их к продаже своим клиентам, причем, похоже, без оглядки на нюансы и особенности деятельности клиентов.

 

Теперь, если обобщить самые распространенные ошибки, то мы выделим следующие.

 

Ошибки в правилах внутреннего контроля ювелиров, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых организаций, операторов по приему платежей (ПВК разрабатываются на основании 667 Постановления Правительства):

1. Не раскрыта программа изучения клиента. Организации не понимают отличие процедур идентификации от процедуры изучения клиента.

2. В программе оценки риска не раскрывается механизм фиксирования результатов оценки риска.

3. В программах осуществления внутреннего контроля не раскрыты конкретные практические действия сотрудников.

4. Перечни операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций приводятся с изъятиями и сокращениями;

5. Вместо конкретных порядков приостановления операций, отказа клиентам в совершении операции, замораживания и блокирования денежных средств и иного имущества организации прописывают только нормы 115 Федерального закона. В ряде случае соответствующие программы в ПВК вообще отсутствуют (по принципу: «а что мы можем заморозить или приостановить?»).

6. Организации не упоминают в ПВК порядки идентификации иностранных структур без образования юридического лица, публичных должностных лиц (по принципу: «а мы с такими клиентами не работаем и у нас их точно никогда не будет»).

7. В правилах внутреннего контроля указываются ссылки на недействующие нормативные акты, а сами ПВК не актуализированы.

8. В правилах внутреннего контроля отсутствуют приложения, в которых устанавливались бы формы документов, необходимые для фиксирования информации, получаемой в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ.

 

Ошибки в правилах внутреннего контроля ломбардов, МФО, КПК, страховых компаний, профучастников РЦБ и иных НФО (ПВК разрабатываются на основании 445 Положения Банка России):

1. В программе управления риска не раскрывается механизм управления риском услуг, порядок и формы его фиксирования и т.д.

2. В программах осуществления внутреннего контроля не раскрыты практические действия сотрудников. Организации злоупотребляют цитированием нормативных актов, при этом уклоняются от указания конкретных порядков и процедур осуществления внутреннего контроля. Так, например, вместо порядков приостановления операций, отказа клиентам в совершении операции, замораживания и блокирования денежных средств и иного имущества организации прописывают только нормы 115 Федерального закона. В ряде случае соответствующие программы в ПВК вообще отсутствуют (по принципу: «а что мы можем заморозить или приостановить?»).

3. Перечни операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций приводятся с изъятиями и сокращениями;

4. Организации не упоминают в ПВК порядки идентификации иностранных структур без образования юридического лица, публичных должностных лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (по принципу: «а мы с такими клиентами не работаем и у нас их точно никогда не будет»).

5. В правилах внутреннего контроля указываются ссылки на недействующие нормативные акты, а сами ПВК не актуализированы.

6. В правилах внутреннего контроля отсутствуют приложения, в которых устанавливались бы формы документов, необходимые для фиксирования информации, получаемой в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ.

7. В описываемых порядках работы в сфере ПОД/ФТ много неопределенности по срокам их осуществления, порядку выполнения тех или иных процедур, взаимодействию между сотрудниками.

Так, например, указывается: «Ответственный сотрудник скачивает Перечень Росфинмониторинга и направляет его для работы сотрудникам организации». Что тут неверно? Не определены сроки скачивания Перечня и направления его сотрудникам, не установлен способ направления Перечня, не понятно каким сотрудникам направляет (уборщица ведь тоже сотрудник!) и т.д.

Мы надеемся, что наша статья пригодится нашим читателям в постоянной работе над своими правилами внутреннего контроля, а их документы будут проходить проверки со стороны надзорных органов с наименьшим количеством замечаний.

 

Медленно, но верно, подходит к концу 2017 год, и скоро можно будет подводить его итоги. А каков будет 2018 год, какими будут правила внутреннего контроля 2018 года, какие изменения в сфере финансового мониторинга грядут – покажет время! Но а мы, как обычно обо всех изменениях расскажем Вам на страницах нашего сайта.

 

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя