Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

Наши услуги в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

Оказываем услуги по разработке и обновлению правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Оказываем услуги по постановке организаций на учет в Росфинмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Проводим обязательное обучение по ПОД/ФТ. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Кроме того, оказываем консультации по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

А также оказываем услуги по по получению и установке электронной цифровой подписи для предоставления отчетности в Росфинмониторинг (по формам ФЭС, ранее 4-СПД). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

 

 

СМЫСЛОВ П.А.:

Разработка правил внутреннего контроля: способы, советы, статистика, ошибки

(опубликовано на www.smyslovy.ru 14.11.2017)

 

За многие годы нашей работы в сфере финансового мониторинга о правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) нами написана вот уже не одна статья, но сегодня мы хотели бы опять поднять эту тему и рассказать читателям о статистике ПВК по ПОД/ФТ и выявленных нами ошибках, допускаемых организациями и предпринимателями, при разработке правил внутреннего контроля.

 

В последние годы у организаций и предпринимателей сложилось три традиционных способа разработки правил внутреннего контроля:

 

1. Разработка Правил внутреннего контроля с помощью специалистов-практиков и сторонних организаций;

2. Самостоятельная разработка Правил внутреннего контроля;

3. Использование готовых шаблонов ПВК по ПОД/ФТ (например, с сайта Росфинмониторинга).

 

У каждого из этого способа есть свои плюсы и минусы.

 

Плюсы первого способа разработки правил внутреннего контроля:

- всю работу за Вас делает посторонний специалист, как правило, обладающий необходимым опытом и знаниями;

- Вам не приходится вникать в сложные хитросплетения законодательства по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ;

- Вам не нужно тратить свое время на изучение огромного массива нормативных актов и правоприменительной практики.

 

Минусы первого способа:

- разработка правил внутреннего контроля стоит хоть и не больших, но денег;

- есть опасность нарваться на непрофессионала в этой сфере, который продаст Вам вместо ПВК устаревший или списанный у кого-либо шаблон правил внутреннего контроля: в последние годы вопросами финансового мониторинга занялись многие, и все они тут же стали «экспертами с многолетним стажем работы» (но тут уже вопрос к Вашей осмотрительности в выборе помощника по разработке ПВК по ПОД/ФТ).

 

Плюсы самостоятельной работы над правилами внутреннего контроля:

- Вы отлично ориентируетесь в созданном Вами документе, чувствуете себя с ними как рыба в воде.

 

Минусы самостоятельной разработки правил внутреннего контроля:

- колоссальная потеря времени, нервов и сил;

- необходимость наличия определенного уровня образования и в разумных пределах опыта правотворчества;

- высокая (почти наверняка) вероятность допущения ошибок в тексте правил внутреннего контроля, которые приводят к многотысячным штрафам.

 

У использования готовых шаблонов ПВК по ПОД/ФТ плюсов нет никаких. Зато минусов – хоть отбавляй. Главный из них – то, что такие шаблоны почти невозможно адаптировать под конкретный вид деятельности, актуализировать в соответствии с действующим законодательством, что неизбежно приводит к наложению административных штрафов (штрафы за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга, к слову сказать, достигают одного миллиона рублей).

 

Некоторое время назад мы проводили бесплатную проверку правил внутреннего контроля с целью систематизации статистики ПВК по ПОД/ФТ и выявления типовых ошибок в них.

 

На проверку правил внутреннего контроля нам прислали 64 документа.

 

Из этих 64 документов:

- 5 правил внутреннего контроля (7,81%) были самостоятельно разработанными организациями документами;

- 14 правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (21,88%) были типовым шаблоном этого документа, размещенным на сайте Росфинмониторинга (в настоящее время этот шаблон давно устарел и проверки не проходит) или распространяемым некоторыми объединениями или ассоциациями для своих членов (адаптации таких документов под конкретную организацию – ноль);

- 50 правил внутреннего контроля (70,31%) были документами, которые в разное время организациями и предпринимателями приобретались у различных разработчиков ПВК по ПОД/ФТ.

 

Мы не смогли сделать ни одного замечания к 17 проверенным нами правилам внутреннего контроля (26,56%).

Примечательно, что из этих 17 ПВК по ПОД/ФТ:

- 1 были самостоятельно разработанным документом;

- 16 были разработаны с помощью сторонних специалистов.

Нас впечатлили ПВК по ПОД/ФТ организации, которая самостоятельно их сделала, ведь это был документ очень достойного уровня.

 

Из 16 присланных на проверку «коммерческих правил внутреннего контроля»:

- 14 документов были разработаны лично нами и впоследствии самостоятельно дорабатывались компаниями;

- 2 ПВК по ПОД/ФТ были сделаны нашими коллегами в сфере услуг по разработке таких документов.

 

73,44% проверенных нами правил внутреннего контроля (47 документов) проверки не прошли.

 

Понятно, что не прошли проверки шаблоны правил внутреннего контроля. Вполне ожидаемы были замечания к самостоятельно разработанным ПВК по ПОД/ФТ.

 

Но почему же невысокий процент достойных правил внутреннего контроля был среди документов, которые организации покупали на стороне? Основных причин две:

1. Организация купила правила внутреннего контроля у нас или у наших коллег, но давно, например, в 2014 или 2015 году, и с тех пор их ни разу не обновляла (таких правил было 35 штук).

2. Организация нарвалась на непрофессионала (12 документов), который вместо нормального документа, продал ей какой-нибудь старый шаблон правил или же списанные у кого-то ПВК по ПОД/ФТ. Одних таких «спецов» мы тут же вычислили, т.к. они продали предпринимателю правила внутреннего контроля, которые мы еще в 2016 г. делали одному из ювелиров. Правда мы с тех пор наши ПВК не раз уже успели поменять и обновить, а горемычные «эксперты» все до сих пор предлагают их к продаже своим клиентам, причем, похоже, без оглядки на нюансы и особенности деятельности клиентов.

 

Теперь, если обобщить самые распространенные ошибки, то мы выделим следующие.

 

Ошибки в правилах внутреннего контроля ювелиров, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых организаций, операторов по приему платежей (ПВК разрабатываются на основании 667 Постановления Правительства):

1. Не раскрыта программа изучения клиента. Организации не понимают отличие процедур идентификации от процедуры изучения клиента.

2. В программе оценки риска не раскрывается механизм фиксирования результатов оценки риска.

3. В программах осуществления внутреннего контроля не раскрыты конкретные практические действия сотрудников.

4. Перечни операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций приводятся с изъятиями и сокращениями;

5. Вместо конкретных порядков приостановления операций, отказа клиентам в совершении операции, замораживания и блокирования денежных средств и иного имущества организации прописывают только нормы 115 Федерального закона. В ряде случае соответствующие программы в ПВК вообще отсутствуют (по принципу: «а что мы можем заморозить или приостановить?»).

6. Организации не упоминают в ПВК порядки идентификации иностранных структур без образования юридического лица, публичных должностных лиц (по принципу: «а мы с такими клиентами не работаем и у нас их точно никогда не будет»).

7. В правилах внутреннего контроля указываются ссылки на недействующие нормативные акты, а сами ПВК не актуализированы.

8. В правилах внутреннего контроля отсутствуют приложения, в которых устанавливались бы формы документов, необходимые для фиксирования информации, получаемой в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ.

 

Ошибки в правилах внутреннего контроля ломбардов, МФО, КПК, страховых компаний, профучастников РЦБ и иных НФО (ПВК разрабатываются на основании 445 Положения Банка России):

1. В программе управления риска не раскрывается механизм управления риском услуг, порядок и формы его фиксирования и т.д.

2. В программах осуществления внутреннего контроля не раскрыты практические действия сотрудников. Организации злоупотребляют цитированием нормативных актов, при этом уклоняются от указания конкретных порядков и процедур осуществления внутреннего контроля. Так, например, вместо порядков приостановления операций, отказа клиентам в совершении операции, замораживания и блокирования денежных средств и иного имущества организации прописывают только нормы 115 Федерального закона. В ряде случае соответствующие программы в ПВК вообще отсутствуют (по принципу: «а что мы можем заморозить или приостановить?»).

3. Перечни операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций приводятся с изъятиями и сокращениями;

4. Организации не упоминают в ПВК порядки идентификации иностранных структур без образования юридического лица, публичных должностных лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (по принципу: «а мы с такими клиентами не работаем и у нас их точно никогда не будет»).

5. В правилах внутреннего контроля указываются ссылки на недействующие нормативные акты, а сами ПВК не актуализированы.

6. В правилах внутреннего контроля отсутствуют приложения, в которых устанавливались бы формы документов, необходимые для фиксирования информации, получаемой в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ.

7. В описываемых порядках работы в сфере ПОД/ФТ много неопределенности по срокам их осуществления, порядку выполнения тех или иных процедур, взаимодействию между сотрудниками.

Так, например, указывается: «Ответственный сотрудник скачивает Перечень Росфинмониторинга и направляет его для работы сотрудникам организации». Что тут неверно? Не определены сроки скачивания Перечня и направления его сотрудникам, не установлен способ направления Перечня, не понятно каким сотрудникам направляет (уборщица ведь тоже сотрудник!) и т.д.

Мы надеемся, что наша статья пригодится нашим читателям в постоянной работе над своими правилами внутреннего контроля, а их документы будут проходить проверки со стороны надзорных органов с наименьшим количеством замечаний.

 

Медленно, но верно, подходит к концу 2017 год, и скоро можно будет подводить его итоги. А каков будет 2018 год, какими будут правила внутреннего контроля 2018 года, какие изменения в сфере финансового мониторинга грядут – покажет время! Но а мы, как обычно обо всех изменениях расскажем Вам на страницах нашего сайта.

 

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

 

 

* * *

 

Вам нужны правила внутреннего контроля, которые пройдут проверки?

Как заказать правила внутреннего контроля?

Для заказа ПВК по ПОД/ФТ скачайте заявку, соответствующую Вашему надзорному органу (если затрудняетесь в определении Вашего надзорного органа, скачайте любую заявку):

 

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Пробирным инспекциям(ГИПН)

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Банку России (ЦБ)

 

Заполненную заявку отправьте на адрес электронной почты:

 

 

 

 

Хотите быть в курсе всех новостей по финансовому мониторингу, ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) и получать информации еще больше, чем на нашем сайте? Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга: статьи, обзоры нового законодательства, правоприменительная практика. Только нужная, полезная и актуальная информация. Издается с 2016 года. Нас читают более 4000 подписчиков!

 

 

Дополнительные наши статьи по этой теме:

Запрос по ПОД/ФТ как инструмент для самопроверки (Смыслов П.А., 2017)

Отказы в целях ПОД/ФТ: «волчий билет» пайщика? (Смыслов П.А., 2017)

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или нормы в сфере ПОД/ФТ «что дышло, куда повернет, туда и вышло» (Смыслов П.А., 2017)

«Опять двадцать пять: И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ" (Смыслов П.А., 2017)

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или история о правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ ювелирной компании и некомпетентном проверяющем (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и другие вопросы: на что обратить внимание при подготовке ответов в Банк России (Смыслов П.А., 2017)

Банк России напоминает автоломбардам: заложенный автомобиль должен находиться в ломбарде, а не у залогодателя  (Смыслов П.А., 2017)

ПВК по ПОД/ФТ некоторых организаций не прошли проверки из-за статьи 6.1 115-ФЗ (Смыслов П.А., 2017)

Материнский капитал и ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2017)

В Новый год с новыми анкетами по идентификации (Смыслов П.А., 2017)

Типовые правила внутреннего контроля больше разрабатывать не будут (Смыслов П.А, 2017)

Полно и корректно исполняете закон? Вас все равно могут наказать! История о «без вины виноватом» ломбарде или о том как некоторые представители надзора не принимают во внимание при проверках НФО нормативные акты Банка России (Смыслов П.А., 2017)

Результаты проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году (Смыслов П.А., 2017)

Основные обязанности по финансовому мониторингу организаций и предпринимателей, работающих с часами из драгоценных металлов и камней (Смыслов П.А., 2017)

Какие 26 видов документов по ПОД/ФТ у Вас может запросить внезапная выездная проверка Банка России. Чуть более пяти часов отведено организации на предоставление документов по ПОД/ФТ (Смыслов П.А, 2017)

Частая сдача информации в уполномоченный орган о результатах проверки клиентов по перечню Росфинмониторинга теперь нарушение? (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля со всеми последними изменениями 2017 года: к вопросу о сроках и необходимости обновлений (Смыслов П.А., 2017)

Вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество" - новые сервисы в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга у ювелиров и операторов радиоподвижной связи (Смыслов П.А., 2016)

Информация о недостатках и нарушениях, допущенных организациями при разработке правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, и о нарушениях, допущенных организациями при реализации ПВК по ПОД/ФТ, выявленные в ходе надзорной деятельности в 2016 году (Смыслов П.А., 2016)

Кому выгодна паника среди ювелиров и почему ювелирам необходимо придерживаться позиций Росфинмониторинга (Смыслов П.А., 2016)

Особенности представления информации в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Борьба с коррупцией в российских компаниях (Смыслов П.А., 2016)

Какой способ отправки сообщений в Росфинмониторинг выбрать ювелирам?  (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное письмо" Росфинмониторинга №50 отменяется? (Смыслов П.А, 2016)

Новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ для ювелиров, риелторов, лизинга, факторинга, операторов платежей осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Новые ПВК по ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Агентство недвижимости и Росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю? (Смыслов П.А., 2016)

Какие 53 документа запросит Банк России на проверку у некредитной финансовой организации (Смыслов П.А., 2016)

Что проверит Банк России по ПОД/ФТ в ломбарде? (Смыслов П.А., 2016)

Какие документы по ПОД/ФТ может запросить Банк России (Смыслов П.А., 2016)

Как ювелирам определить деловую репутацию клиента в рамках ПОД/ФТ? (Смыслов П.А., 2016)

Об Информационном сообщении Росфинмониторинга от 5 мая 2016 года «О типовых ошибках при разработке ПВК по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2016)

Особенности предоставления информации в Росфинмониторинг по договорам поставки ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Проблемы проведения идентификации (Смыслов П.А., 2016)

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний в сфере финансового мониторинга и иные формы обучения: практические рекомендации по прохождению обучения (Смыслов П.А., 2016)

Подводим итоги о сдаче информации в росфинмониторинг ювелирами (Смыслов П.А., 2016)

Разрабатываем правила внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50: его значение и роль для ювелирной отрасли (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50 от 10.02.2016 г. посвящено ювелирным организациям и предпринимателям (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ крупных НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ организаций и ИП (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Что такое вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество", размещенные в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга? (Смыслов П.А., 2015)

ПОД/ФТ нарушения и недостатки по итогам проверок КПК (Смыслов П.А., 2015)

Дневник изменений, связанных с отправкой сообщений в Росфиномниторинг согласно приказа №110 (формы ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ) (Смыслов П.А., 2015)

Сдаем информацию в Росфинмониторинг по новым формам (Смыслов П.А., 2015)

И еще раз несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг) (Смыслов П.А., 2015)

Как отправлять ФЭС в Росфинмониторинг? (Смыслов П.А., 2015)

Идентификация и изучение клиентов в ювелирной торговле: проблемы и вопросы практического применения (Смыслов П.А., 2015)

Обзорная информация о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015)

Готовимся к проверке прокуратуры и инспекции пробирного надзора в ювелирном магазине (Смыслов П.А., 2015)

Российское законодательство в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как элемент антикоррупционной системы в РФ (Смыслов П.А., 2015)

Очень важные сообщения. Как противодействовать нелегальным сделкам (Смыслов П.А., 2015)

Правила внутреннего контроля. Штраф 700 000 рублей: миф или реальность? (Смыслов П.А., 2015)

Примерный образец правил внутреннего контроля некредитной финансовой организации (ломбарда, микрофинансовой организации, страхового брокера, кредитного потребительского кооператива) (содержание) с изменениями от 01.03.2015 года (Смыслов П.А., 2015)

Обращение к некредитным финансовым организациям по вопросам исполнениями законодательства в сфере ПОД/ФТ в связи с новыми требованиями Банка России (Смыслов П.А., 2015 г.)

Предоставление информации в Росфинмониторинг – важнейшая обязанность ювелирных организаций (Смыслов П.А., 2015 г.)

Открытое письмо к агентствам недвижимости по вопросам исполнения ими норм законодательства в сфере ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015 г.)

Как получить 700 000 рублей штрафа за "неправильные" правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2014 г.)

Изменения в №115-ФЗ (Смыслов П.А., 2014)

Совершенствование системы внутреннего контроля лизинговой компании на основе идентификации рисков (Смыслов П.А. и др., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012–2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012 - первой половине 2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2013 г.)

Правила внутреннего контроля: практические советы по разработке правил внутреннего контроля, обновлению правил внутреннего контроля, внесению изменений в правила внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2013 г.)

Совершенствование риск-ориентированного подхода к проверкам финансовых потоков (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2013 г.)

Практические проблемы финансовой логистики: требования Росфинмониторинга и налоговых органов (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2012 г.)

О некоторых вопросах применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Смыслов П.А., Смыслов А.Г. 2011 г.)

Внутренний контроль потоков ресурсов в лизинговой компании (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2011 г.)

Законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ответы на вопросы читателей) (Смыслов П.А., Пышненко С.А. 2010 г.)

Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.);

Порядок постановки организаций на учет в Росфинмониторинг и Согласования Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.)

 

Предлагаем Вам ознакомиться со списком организаций, которые воспользовались нашими услугами по постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке Правил внутреннего контроля, согласованию Правил внутреннего контроля и другими нашими услугами по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ. Для ознакомления со списком перейдите, пожалуйста, по ССЫЛКЕ.

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя