Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

Наши услуги в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

Оказываем услуги по разработке и обновлению правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Оказываем услуги по постановке организаций на учет в Росфинмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Проводим обязательное обучение по ПОД/ФТ. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Кроме того, оказываем консультации по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

А также оказываем услуги по по получению и установке электронной цифровой подписи для предоставления отчетности в Росфинмониторинг (по формам ФЭС, ранее 4-СПД). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

 

 

СМЫСЛОВ П.А.:

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или ИСТОРИЯ о правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ ювелирной компании и некомпетентном проверяющем

(опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 18.07.2017 г.)

 

Не так давно, одна ювелирная компания, узнав о том, что инспекции пробирного надзора стали по итогам проверок накладывать не только штрафы, но и выносить предписания об устранении нарушений, неисполнение которых грозит компаниям многотысячными штрафами, написала нам письмо, где посетовала о том, что «сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры».

И действительно, очень сложно порой адаптироваться и к изменениям закона, и к изменению правоприменительной практики. Однако, не было бы ничего такого невозможного, если бы помимо изменения нормативной базы, на проверках не существовало, например, такого опасного явления, как субъективизм проверяющего. Но о том, о чем пойдет речь в нашей сегодняшней статье на самом деле сложно отнести к субъективизму. Тут скорее что-то иное. В целом можно было назвать вещи своими именами, но сегодня мы воздержимся от навешивания ярлыков, хотя нас и переполняет возмущение от произошедшей истории, о которой мы и хотим рассказать нашим читателям сегодня.

Небольшая ювелирная компания несколько месяцев назад разработала новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ.

В состав приложений к этому документу организация включила перечень операций подлежащих обязательному контролю и перечень критериев необычных сделок. В программе выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций, организация сделала ссылку на соответствующие приложения к правилам, указав, что обязательному контролю, со стороны компании подлежат операции, указанные в статье 6 Федерального закона №115 и в соответствующем приложении к ПВК (которое полностью дублировало статью 6 закона №115), а перечень критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки, установленных Росфинмониторингом, для выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности организации и ее клиентов, был также приведен в приложении к ПВК по ПОД/ФТ согласно приказа Росфинмониторинга №103.

Через некоторое время правила внутреннего контроля были проверены инспектором одной из инспекций пробирного надзора. По итогам проверки инспектор ГИПН написал замечание о том, что в программе выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма не воспроизведены операции подлежащие обязательному контролю и необычные операции.

По результатам анализа правил внутреннего контроля был составлен акт проверки, возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено предписание об устранении нарушений (в частности корректировки правил внутреннего контроля), за неисполнение которого организации посулили штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Проверенная организация обратилась к нам за помощью и прислала нам материалы проверки.

Мы ознакомились и с текстом правил внутреннего контроля, и с актом проверки компании, и лично убедились в том, что правила в приложениях содержат полные и корректные перечни операций подлежащих обязательному контролю и необычных сделок. В программе выявления операций ссылки на соответствующие приложения имелись.

Мы предположили, что инспектор ГИПН невнимательно проверил ПВК по ПОД/ФТ и не заметил приложения в правилах внутреннего контроля, содержащие перечни операций. И порекомендовали организации обратить внимание инспектора на приложения к правилам внутреннего контроля. Однако, инспектор, безапелляционно заявил, что он приложения видел, однако такие перечни операций не могут содержаться в приложениях к ПВК по ПОД/ФТ, а должны быть полностью воспроизведены непосредственно в программе выявления операций. И т.к. в этой программе он этих операций не увидел, он считает это серьезным нарушением и поводом для возбуждения административного дела.

Такой подход инспектора к оценке правил внутреннего контроля нас крайне удивил и возмутил одновременно. Ведь в действительности же, отражение перечней операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделок в составе приложений к правилам внутреннего контроля не является нарушением норм закона и иных нормативных актов в сфере ПОД/ФТ. Наличие таких приложений разгружает и без того сложный для восприятия текст правил внутреннего контроля и оптимизирует их структуру. Правила внутреннего контроля – комплексный документ, и приложения к ним являются их неотъемлемой частью.

Более того, поискав в своём личном архиве мы нашли письмо ФКУ «Пробирная Палата», подписанное еще в конце 2014 года заместителем руководителя Замышляевым Д.В., в котором ведомство вообще считало не оптимальным воспроизведения в составе правил внутреннего контроля перечня операций, подлежащих обязательному контролю, и рекомендовало ограничиваться формулировкой «обязательному контролю подлежат операции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации».

 

 

Росфинмониторинг в своем, хотя и сильно в настоящее время устаревшем, типовом образце правил внутреннего контроля, размещенном на своем сайте еще в 2014 году воспроизвел перечень критериев и признаков необычных сделок именно в составе приложений, а не в тексте правил внутреннего контроля. Перечень операций подлежащих обязательному контролю, Росфинмониторинг в шаблоне ПВК по ПОД/ФТ не воспроизводил ни в тексте, ни в приложениях, а ограничился общей фразой «обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 6 Федерального закона».

Мы порекомендовали организации донести до проверяющего вышеуказанные доводы, однако инспектор ни с одним из них не согласился. Инспектора даже не убедило письмо, подписанное собственноручно его вышестоящим руководством: его он охарактеризовал просто: «это письмо для меня ничего не значит». Итоговый вердикт свелся к простому доводу: "дело будет направлено в суд и судья разберется, как правильно нужно писать правила внутреннего контроля".

Таким образом, правила внутреннего контроля ювелирной компании не прошли проверку только из-за явно надуманных претензий инспектора к ним. Ну а поскольку организации было вынесено еще и предписание об устранении нарушений, мы посоветовали компании не спорить с инспектором, а сделать так, как он просит: изложить перечни операций непосредственно в тексте правил внутреннего контроля.

В этот истории в очередной раз нашел свое подтверждение на практике принцип некоторых проверяющих о том, что «правила внутреннего контроля документ сложный и без ошибок быть не может». Но тут интересно даже не это, интересно то, что рядовые инспекторы игнорируют позиции своего же ведомства, выражаемые через вышестоящих должностных лиц.

Полагаем, что из-за надуманных и безосновательных придирок инспектора ГИПН ювелирная организация может быть действительно привлечена к ответственности в суде: ведь судьи зачастую не разбираются в таком сложном законодательстве, как ПОД/ФТ. Нам представляется почти невозможным, что судья при рассмотрении дела станет изучать особенности составления правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, в которых зачастую путаются даже те, кто работает с ними много лет.

К этому случаю мы хотели бы привлечь внимание не только внимание ювелиров и иных организаций и предпринимателей, но и представителей Росфинмониторинга и Пробирной Палаты, которые регулярно читают наши статьи. Мы считаем совершенно ненормальной ситуацию, когда некоторые рядовые проверяющие не хотят ориентироваться ни на нормы закона, ни на разъяснения своих же ведомств, ни на здравый смысл, а руководствуются только собственными амбициями.

По понятным причинам мы не назовем в нашей статье ни регион проверки, ни названия героев нашей статьи. А о подобных таким историям случаях предложим доводить информацию на страницах нашего сайта.

 

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

 

 

* * *

 

Вам нужны правила внутреннего контроля, которые пройдут проверки?

Как заказать правила внутреннего контроля?

Для заказа ПВК по ПОД/ФТ скачайте заявку, соответствующую Вашему надзорному органу (если затрудняетесь в определении Вашего надзорного органа, скачайте любую заявку):

 

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Пробирным инспекциям(ГИПН)

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Банку России (ЦБ)

 

Заполненную заявку отправьте на адрес электронной почты:

 

 

 

 

Хотите быть в курсе всех новостей по финансовому мониторингу, ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) и получать информации еще больше, чем на нашем сайте? Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга: статьи, обзоры нового законодательства, правоприменительная практика. Только нужная, полезная и актуальная информация. Издается с 2016 года. Нас читают более 4000 подписчиков!

 

 

Дополнительные наши статьи по этой теме:

Запрос по ПОД/ФТ как инструмент для самопроверки (Смыслов П.А., 2017)

Отказы в целях ПОД/ФТ: «волчий билет» пайщика? (Смыслов П.А., 2017)

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или нормы в сфере ПОД/ФТ «что дышло, куда повернет, туда и вышло» (Смыслов П.А., 2017)

«Опять двадцать пять: И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ" (Смыслов П.А., 2017)

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или история о правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ ювелирной компании и некомпетентном проверяющем (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и другие вопросы: на что обратить внимание при подготовке ответов в Банк России (Смыслов П.А., 2017)

Банк России напоминает автоломбардам: заложенный автомобиль должен находиться в ломбарде, а не у залогодателя  (Смыслов П.А., 2017)

ПВК по ПОД/ФТ некоторых организаций не прошли проверки из-за статьи 6.1 115-ФЗ (Смыслов П.А., 2017)

Материнский капитал и ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2017)

В Новый год с новыми анкетами по идентификации (Смыслов П.А., 2017)

Типовые правила внутреннего контроля больше разрабатывать не будут (Смыслов П.А, 2017)

Полно и корректно исполняете закон? Вас все равно могут наказать! История о «без вины виноватом» ломбарде или о том как некоторые представители надзора не принимают во внимание при проверках НФО нормативные акты Банка России (Смыслов П.А., 2017)

Результаты проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году (Смыслов П.А., 2017)

Основные обязанности по финансовому мониторингу организаций и предпринимателей, работающих с часами из драгоценных металлов и камней (Смыслов П.А., 2017)

Какие 26 видов документов по ПОД/ФТ у Вас может запросить внезапная выездная проверка Банка России. Чуть более пяти часов отведено организации на предоставление документов по ПОД/ФТ (Смыслов П.А, 2017)

Частая сдача информации в уполномоченный орган о результатах проверки клиентов по перечню Росфинмониторинга теперь нарушение? (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля со всеми последними изменениями 2017 года: к вопросу о сроках и необходимости обновлений (Смыслов П.А., 2017)

Вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество" - новые сервисы в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга у ювелиров и операторов радиоподвижной связи (Смыслов П.А., 2016)

Информация о недостатках и нарушениях, допущенных организациями при разработке правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, и о нарушениях, допущенных организациями при реализации ПВК по ПОД/ФТ, выявленные в ходе надзорной деятельности в 2016 году (Смыслов П.А., 2016)

Кому выгодна паника среди ювелиров и почему ювелирам необходимо придерживаться позиций Росфинмониторинга (Смыслов П.А., 2016)

Особенности представления информации в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Борьба с коррупцией в российских компаниях (Смыслов П.А., 2016)

Какой способ отправки сообщений в Росфинмониторинг выбрать ювелирам?  (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное письмо" Росфинмониторинга №50 отменяется? (Смыслов П.А, 2016)

Новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ для ювелиров, риелторов, лизинга, факторинга, операторов платежей осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Новые ПВК по ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Агентство недвижимости и Росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю? (Смыслов П.А., 2016)

Какие 53 документа запросит Банк России на проверку у некредитной финансовой организации (Смыслов П.А., 2016)

Что проверит Банк России по ПОД/ФТ в ломбарде? (Смыслов П.А., 2016)

Какие документы по ПОД/ФТ может запросить Банк России (Смыслов П.А., 2016)

Как ювелирам определить деловую репутацию клиента в рамках ПОД/ФТ? (Смыслов П.А., 2016)

Об Информационном сообщении Росфинмониторинга от 5 мая 2016 года «О типовых ошибках при разработке ПВК по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2016)

Особенности предоставления информации в Росфинмониторинг по договорам поставки ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Проблемы проведения идентификации (Смыслов П.А., 2016)

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний в сфере финансового мониторинга и иные формы обучения: практические рекомендации по прохождению обучения (Смыслов П.А., 2016)

Подводим итоги о сдаче информации в росфинмониторинг ювелирами (Смыслов П.А., 2016)

Разрабатываем правила внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50: его значение и роль для ювелирной отрасли (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50 от 10.02.2016 г. посвящено ювелирным организациям и предпринимателям (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ крупных НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ организаций и ИП (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Что такое вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество", размещенные в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга? (Смыслов П.А., 2015)

ПОД/ФТ нарушения и недостатки по итогам проверок КПК (Смыслов П.А., 2015)

Дневник изменений, связанных с отправкой сообщений в Росфиномниторинг согласно приказа №110 (формы ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ) (Смыслов П.А., 2015)

Сдаем информацию в Росфинмониторинг по новым формам (Смыслов П.А., 2015)

И еще раз несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг) (Смыслов П.А., 2015)

Как отправлять ФЭС в Росфинмониторинг? (Смыслов П.А., 2015)

Идентификация и изучение клиентов в ювелирной торговле: проблемы и вопросы практического применения (Смыслов П.А., 2015)

Обзорная информация о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015)

Готовимся к проверке прокуратуры и инспекции пробирного надзора в ювелирном магазине (Смыслов П.А., 2015)

Российское законодательство в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как элемент антикоррупционной системы в РФ (Смыслов П.А., 2015)

Очень важные сообщения. Как противодействовать нелегальным сделкам (Смыслов П.А., 2015)

Правила внутреннего контроля. Штраф 700 000 рублей: миф или реальность? (Смыслов П.А., 2015)

Примерный образец правил внутреннего контроля некредитной финансовой организации (ломбарда, микрофинансовой организации, страхового брокера, кредитного потребительского кооператива) (содержание) с изменениями от 01.03.2015 года (Смыслов П.А., 2015)

Обращение к некредитным финансовым организациям по вопросам исполнениями законодательства в сфере ПОД/ФТ в связи с новыми требованиями Банка России (Смыслов П.А., 2015 г.)

Предоставление информации в Росфинмониторинг – важнейшая обязанность ювелирных организаций (Смыслов П.А., 2015 г.)

Открытое письмо к агентствам недвижимости по вопросам исполнения ими норм законодательства в сфере ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015 г.)

Как получить 700 000 рублей штрафа за "неправильные" правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2014 г.)

Изменения в №115-ФЗ (Смыслов П.А., 2014)

Совершенствование системы внутреннего контроля лизинговой компании на основе идентификации рисков (Смыслов П.А. и др., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012–2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012 - первой половине 2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2013 г.)

Правила внутреннего контроля: практические советы по разработке правил внутреннего контроля, обновлению правил внутреннего контроля, внесению изменений в правила внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2013 г.)

Совершенствование риск-ориентированного подхода к проверкам финансовых потоков (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2013 г.)

Практические проблемы финансовой логистики: требования Росфинмониторинга и налоговых органов (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2012 г.)

О некоторых вопросах применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Смыслов П.А., Смыслов А.Г. 2011 г.)

Внутренний контроль потоков ресурсов в лизинговой компании (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2011 г.)

Законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ответы на вопросы читателей) (Смыслов П.А., Пышненко С.А. 2010 г.)

Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.);

Порядок постановки организаций на учет в Росфинмониторинг и Согласования Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.)

 

Предлагаем Вам ознакомиться со списком организаций, которые воспользовались нашими услугами по постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке Правил внутреннего контроля, согласованию Правил внутреннего контроля и другими нашими услугами по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ. Для ознакомления со списком перейдите, пожалуйста, по ССЫЛКЕ.

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя