Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

Пройдут ли проверку Ваши ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ?

А Вы уверены в том, находясь на обслуживании по правилам внутреннего контроля у аутсорсинговой организации, Ваши ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ пройдут проверки?

 

(автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в  сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 26.06.2019 г.)

 

На днях нам одна организация обратилась за консультациями по подготовке к проверке надзорным органом. Мы попросили среди прочего организацию прислать нам для анализа ее правила внутреннего контроля. Наш клиент удивился нашей просьбе, отметив, что он абсолютно уверен в своем документе, т.к. заключил договор с обслуживающей организацией и регулярно оплачивает абонентское обслуживание по обновлению правил внутреннего контроля. Мы тем не менее настояли на том, чтобы этот документ был нам предоставлен, поскольку именно его обязательно в первую очередь мог запросить для анализа проверяющей. То, что мы увидели, получив от организации, не поддается даже никакой критике. Это был документ по большей части состряпанный из цитат и выдержек из нормативных актов по ПОД/ФТ, причем в ряде случаев в весьма устаревших редакциях, либо отмененных вовсе. Да, можно было закрыть глаза на какие то мелкие опечатки или недостатки (а у кого их нет?)... Но документ изобиловал грубейшими нарушениями.

Перечислим нашим читателям для примера всего пять критических замечаний к этому документу, которые как по отдельности, так и в совокупности гарантированно повлекут за собой наложение административного штрафа:

1.      «Актуальные» Правила были разработаны... (!!!) на основании Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», о чем имеются ссылки в этом документе. Между тем приказ Росфинмониторинга прекратил свое действие в феврале 2019 года. Большинство наших даже самых неискушённых читателей знают это: ведь информационная компания по этому вопросу активно распространялась в феврале-марте 2019 г., в т.ч. и со стороны Росфинмониторинга. Но разве тот факт, что влияющий на огромное количество положений ПВК попросту утратил свою силу, волнует разработчиков ПВК?

2.      Правилами внутреннего контроля установлено, что сдача информации в Росфинмониторинг возможна с помощью программы АРМ «Организация-М». Между тем указанную программу в качестве средства направления информации запрещено использовать еще с осени 2018 года. И это также известно давно практически всем.

3.     В ПВК закреплено, что оценка риска клиента в организации проводится на основании критериев высокого риска, перечисленных в информационном письме Росфинмониторинга 2011 года. О том, что в марте 2019 года Росфинмониторинг в дополнение к указанным критериям выпустил новое информационное письмо №59 – разработавшие ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ «эксперты» видимо все еще не в курсе и застряли в своих познаниях периодом 2011-2018 гг.

4.      Программа изучения клиентов дублирует в себе положения программы идентификации и в основном регулирует запрос общих сведений о клиенте (Ф.И.О., гражданство, адрес, ПДЛ и т.п.), т.е. разработчик ПВК не учитывает тот факт, что идентификация и изучение клиентов – разные процедуры. Кроме того, установлено, что указанные сведения устанавливаются при приеме на обслуживание, а не до, как того требует закон.

5.      Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, содержит в себе только цитаты из 115 закона: основания для отказа и права организации. В программе нет ни одного слова о конкретных практических действиях сотрудников организации в случае отказа клиентов, как того требуют нормы Постановления Правительства №667.

Список нарушений можно было бы продолжать и продолжать. Но мы остановимся на перечисленных, дабы не выполнять для горе-разработчиков правил внутреннего контроля работу над их ошибками.

 

 

Мы поискали сайт разработчиков ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Это относительно молодая компания, рекламирующая свои услуги и позиционирующая себя опытными специалистами по финансовому мониторингу. Считаем, что подобное отвратительное качество работы над разработкой правил только дискредитирует сферу таких услуг, как разработка ПВК по ПОД/ФТ. Организации и предприниматели тратят свои деньги, покупая откровенный шлак, но, не будучи специалистами в сфере ПОД/ФТ не могут дать оценку имеющимся документам, полагая, что раз заплачены деньги, значит у них все хорошо. Оценку таких документов в итоге дает надзорный орган, который, проверив правила, составляет протокол об административном правонарушении и привлекает нарушителя к ответственности. Да, безусловно, привлечённая к ответственности организация в будущем навряд ли обратится к таким «специалистам» за помощью. Но легче от этого не станет: ведь на обслуживании у таких «специалистов» останутся еще десятки других оболваниваемых организаций и предпринимателей, который будет ждать своего часа, регулярно платя им хоть и небольшие, но все таки деньги за разработку абсолютно ненужного и бестолкового мусора под названием «правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ», у которого не будет ни одного шанса для прохождения проверки.

 

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

* * *

 

 

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

 

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

 

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

 

     

 

- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

 

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

 

 

Мы в социальных сетях:

 

  

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2019

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя