Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Компания основана в 1996 году

 

ГлавнаяНовостиНаши услугиО насИнформацияКонтактыКраеведение

 

Наши услуги в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

Оказываем услуги по разработке и обновлению правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Оказываем услуги по постановке организаций на учет в Росфинмониторинг (Федеральную службу по финансовому мониторингу). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Проводим обязательное обучение по ПОД/ФТ. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

Кроме того, оказываем консультации по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

А также оказываем услуги по по получению и установке электронной цифровой подписи для предоставления отчетности в Росфинмониторинг (по формам ФЭС, ранее 4-СПД). Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.

 

 

СМЫСЛОВ П.А.:

Отказы в целях ПОД/ФТ: «волчий билет» пайщика?

(опубликовано в Вопросы кредитной кооперации. №2. 2017. С. 48-49.)

 

 

Чем интересна эта статья: автор рассказывает, какой информацией теперь должны руководствоваться кредитные кооперативы при идентификации пайщиков и присвоении им риска легализации преступных доходов и финансирования, какие изменения в связи с этим должны быть внесены во внутренние документы в сфере ПОД/ФТ, объясняет, является ли полученная о клиенте информация об отказах в обслуживании самостоятельным основанием для решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в КПК.

 

 

 

В сентябре 2016 г. вступило в силу Положение Банка России N 550-П от 20.07.2016 г. «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом».

 

 

В этом документе Банк России установил порядок доведения до сведения КПК информации о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по основаниям, указанным в п. 5 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - информация об отказах).

В соответствии с п. 13.3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ КПК должны учитывать информацию об указанных отказах при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Положение N 550-П вступило в силу еще 11 сентября 2016 г., однако долгое время было нерабочим нормативным актом для КПК, поскольку Банк России не организовал технический процесс направления в кооперативы информации об отказах. Только 26 апреля 2017 г. регулятор на своем сайте опубликовал форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Положением Банка России N 550-П. Они предназначены для направления информации об отказах в КПК и должны заработать  с 26 июня 2017 г.

Таким образом, КПК при идентификации пайщиков и присвоении им риска легализации преступных доходов и финансирования терроризма теперь должны также использовать полученную от Банка России информацию об отказах, поступающую в их личные кабинеты на сайте регулятора.

Порядок учета и фиксирования указанной информации КПК должны зафиксировать в своих внутренних документах по ПОД/ФТ. Например, КПК должны внести изменения в свои правила внутреннего контроля, изложив в них некоторые нормы  Положения N 550-П. В зависимости от содержания правил внутреннего контроля КПК могли сделать корректировки в программе управления риском, в программе организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, в иных программах ПВК. Причем соответствующие изменения нужно было внести еще осенью 2016 г.! Если вы до сих пор не привели свои ПВК в соответствие с Положением Банка России от 20 июля 2016 г. N 550-П, то необходимо сделать это как можно скорее.

Также КПК рекомендуется закрепить в своих правилах внутреннего контроля порядок взаимодействия сотрудников в случае выявления клиента, о котором получены сведения об отказах. Так, например, в случае выявления о клиенте сведений о наличии в отношении него информации об отказах сотрудник КПК, проводящий идентификацию, может незамедлительно докладывать об этом ответственному сотруднику и фиксировать такие сведения в соответствующей анкете клиента.

КПК должны определить сотрудника, осуществляющего получение информации об отказах, формирующего и направляющего в Банк России уведомления о принятии или о непринятии электронного сообщения с такой информацией, доводящего такую информацию до сотрудников КПК, осуществляющих идентификацию клиентов. Целесообразно эти функции возложить на ответственного в КПК сотрудника по ПОД/ФТ.

При этом следует четко понимать, что полученная о клиенте информация об отказах не является в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ самостоятельным основанием для принятия КПК решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Об этом четко свидетельствует позиция Банка России, изложенная им в Информационном письме N ИН-014-12/29 от 15.06.2017 «Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента».

Информация об отказах учитывается при оценке степени (уровня) риска клиента в совокупности с иными факторами, влияющими на такую оценку в соответствии с Положением Банка России от 15.12.2014 г. N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Простыми словами, информация об отказах клиенту, полученная КПК от Банка России, не является для клиента «волчьим билетом».

Таким образом, КПК, выявляя среди своих пайщиков лиц, о которых имеется информация об отказах, полученная из Банка России, должны взвешенно подходить к оценке риска такого клиента и не должны без веских на то оснований отказывать клиенту в выполнении его распоряжений о совершении операций.

 

Кредитные кооперативы, выступая в качестве банковских клиентов, нередко жалуются на отказы в открытии расчетного счета и банковском обслуживании. Не исключено, что банки в таких случаях сообщают о фактах отказа КПК в заключении договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Теперь, в соответствии с вышеуказанными разъяснениями Банка России, такой отказ банка не должен ставить клеймо на КПК: это не значит, что кооператив каким-то образом реально связан с преступными доходами и финансированием терроризма и с ним вообще нельзя сотрудничать.

Напомним, что с точки зрения норм антиотмывочного законодательства деятельность в сфере кредитной кооперации являются высокорисковой деятельностью. К сожалению, несмотря на разъяснения Банка России, некоторые банки не хотят брать на обслуживание КПК, чтобы не уделять им меры повышенного внимания в рамках ПОД/ФТ, поэтому перестраховываются и предпочитают отказывать в открытии расчетных счетов, ссылаясь на нормы Федерального закона N-115-ФЗ.

 

 

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

 

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

 

 

* * *

 

Вам нужны правила внутреннего контроля, которые пройдут проверки?

Как заказать правила внутреннего контроля?

Для заказа ПВК по ПОД/ФТ скачайте заявку, соответствующую Вашему надзорному органу (если затрудняетесь в определении Вашего надзорного органа, скачайте любую заявку):

 

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Пробирным инспекциям(ГИПН)

ЗАЯВКА на разработку правил внутреннего контроля для организаций и предпринимателей, поднадзорных Банку России (ЦБ)

 

Заполненную заявку отправьте на адрес электронной почты:

 

 

 

 

Хотите быть в курсе всех новостей по финансовому мониторингу, ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) и получать информации еще больше, чем на нашем сайте? Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга: статьи, обзоры нового законодательства, правоприменительная практика. Только нужная, полезная и актуальная информация. Издается с 2016 года. Нас читают более 4000 подписчиков!

 

 

Дополнительные наши статьи по этой теме:

Запрос по ПОД/ФТ как инструмент для самопроверки (Смыслов П.А., 2017)

Отказы в целях ПОД/ФТ: «волчий билет» пайщика? (Смыслов П.А., 2017)

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или нормы в сфере ПОД/ФТ «что дышло, куда повернет, туда и вышло» (Смыслов П.А., 2017)

«Опять двадцать пять: И снова новые правила игры в «Проверку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ" (Смыслов П.А., 2017)

"Сложно выиграть партию в шахматы, когда противник все время меняет правила игры" или история о правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ ювелирной компании и некомпетентном проверяющем (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и другие вопросы: на что обратить внимание при подготовке ответов в Банк России (Смыслов П.А., 2017)

Банк России напоминает автоломбардам: заложенный автомобиль должен находиться в ломбарде, а не у залогодателя  (Смыслов П.А., 2017)

ПВК по ПОД/ФТ некоторых организаций не прошли проверки из-за статьи 6.1 115-ФЗ (Смыслов П.А., 2017)

Материнский капитал и ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2017)

В Новый год с новыми анкетами по идентификации (Смыслов П.А., 2017)

Типовые правила внутреннего контроля больше разрабатывать не будут (Смыслов П.А, 2017)

Полно и корректно исполняете закон? Вас все равно могут наказать! История о «без вины виноватом» ломбарде или о том как некоторые представители надзора не принимают во внимание при проверках НФО нормативные акты Банка России (Смыслов П.А., 2017)

Результаты проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году (Смыслов П.А., 2017)

Основные обязанности по финансовому мониторингу организаций и предпринимателей, работающих с часами из драгоценных металлов и камней (Смыслов П.А., 2017)

Какие 26 видов документов по ПОД/ФТ у Вас может запросить внезапная выездная проверка Банка России. Чуть более пяти часов отведено организации на предоставление документов по ПОД/ФТ (Смыслов П.А, 2017)

Частая сдача информации в уполномоченный орган о результатах проверки клиентов по перечню Росфинмониторинга теперь нарушение? (Смыслов П.А., 2017)

Правила внутреннего контроля со всеми последними изменениями 2017 года: к вопросу о сроках и необходимости обновлений (Смыслов П.А., 2017)

Вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество" - новые сервисы в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга у ювелиров и операторов радиоподвижной связи (Смыслов П.А., 2016)

Информация о недостатках и нарушениях, допущенных организациями при разработке правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, и о нарушениях, допущенных организациями при реализации ПВК по ПОД/ФТ, выявленные в ходе надзорной деятельности в 2016 году (Смыслов П.А., 2016)

Кому выгодна паника среди ювелиров и почему ювелирам необходимо придерживаться позиций Росфинмониторинга (Смыслов П.А., 2016)

Особенности представления информации в Росфинмониторинг по договорам комиссии ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Борьба с коррупцией в российских компаниях (Смыслов П.А., 2016)

Какой способ отправки сообщений в Росфинмониторинг выбрать ювелирам?  (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное письмо" Росфинмониторинга №50 отменяется? (Смыслов П.А, 2016)

Новые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ для ювелиров, риелторов, лизинга, факторинга, операторов платежей осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Новые ПВК по ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций осенью 2016 года (Смыслов П.А., 2016)

Агентство недвижимости и Росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю? (Смыслов П.А., 2016)

Какие 53 документа запросит Банк России на проверку у некредитной финансовой организации (Смыслов П.А., 2016)

Что проверит Банк России по ПОД/ФТ в ломбарде? (Смыслов П.А., 2016)

Какие документы по ПОД/ФТ может запросить Банк России (Смыслов П.А., 2016)

Как ювелирам определить деловую репутацию клиента в рамках ПОД/ФТ? (Смыслов П.А., 2016)

Об Информационном сообщении Росфинмониторинга от 5 мая 2016 года «О типовых ошибках при разработке ПВК по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2016)

Особенности предоставления информации в Росфинмониторинг по договорам поставки ювелирных изделий (Смыслов П.А., 2016)

Проблемы проведения идентификации (Смыслов П.А., 2016)

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний в сфере финансового мониторинга и иные формы обучения: практические рекомендации по прохождению обучения (Смыслов П.А., 2016)

Подводим итоги о сдаче информации в росфинмониторинг ювелирами (Смыслов П.А., 2016)

Разрабатываем правила внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50: его значение и роль для ювелирной отрасли (Смыслов П.А., 2016)

"Юбилейное" информационное письмо Росфинмониторинга №50 от 10.02.2016 г. посвящено ювелирным организациям и предпринимателям (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ крупных НФО (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Примерный образец ПВК по ПОД/ФТ организаций и ИП (содержание 2016 года) (Смыслов П.А., 2016)

Что такое вопросник "Проверь свой риск" и "Добровольное сотрудничество", размещенные в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга? (Смыслов П.А., 2015)

ПОД/ФТ нарушения и недостатки по итогам проверок КПК (Смыслов П.А., 2015)

Дневник изменений, связанных с отправкой сообщений в Росфиномниторинг согласно приказа №110 (формы ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ) (Смыслов П.А., 2015)

Сдаем информацию в Росфинмониторинг по новым формам (Смыслов П.А., 2015)

И еще раз несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг) (Смыслов П.А., 2015)

Как отправлять ФЭС в Росфинмониторинг? (Смыслов П.А., 2015)

Идентификация и изучение клиентов в ювелирной торговле: проблемы и вопросы практического применения (Смыслов П.А., 2015)

Обзорная информация о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при разработке некредитными финансовыми организациями Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015)

Готовимся к проверке прокуратуры и инспекции пробирного надзора в ювелирном магазине (Смыслов П.А., 2015)

Российское законодательство в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как элемент антикоррупционной системы в РФ (Смыслов П.А., 2015)

Очень важные сообщения. Как противодействовать нелегальным сделкам (Смыслов П.А., 2015)

Правила внутреннего контроля. Штраф 700 000 рублей: миф или реальность? (Смыслов П.А., 2015)

Примерный образец правил внутреннего контроля некредитной финансовой организации (ломбарда, микрофинансовой организации, страхового брокера, кредитного потребительского кооператива) (содержание) с изменениями от 01.03.2015 года (Смыслов П.А., 2015)

Обращение к некредитным финансовым организациям по вопросам исполнениями законодательства в сфере ПОД/ФТ в связи с новыми требованиями Банка России (Смыслов П.А., 2015 г.)

Предоставление информации в Росфинмониторинг – важнейшая обязанность ювелирных организаций (Смыслов П.А., 2015 г.)

Открытое письмо к агентствам недвижимости по вопросам исполнения ими норм законодательства в сфере ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2015 г.)

Как получить 700 000 рублей штрафа за "неправильные" правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (Смыслов П.А., 2014 г.)

Изменения в №115-ФЗ (Смыслов П.А., 2014)

Совершенствование системы внутреннего контроля лизинговой компании на основе идентификации рисков (Смыслов П.А. и др., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012–2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2014 г.)

Основные изменения в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в 2012 - первой половине 2013 гг. (Смыслов П.А., Пышненко С.А., 2013 г.)

Правила внутреннего контроля: практические советы по разработке правил внутреннего контроля, обновлению правил внутреннего контроля, внесению изменений в правила внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2013 г.)

Совершенствование риск-ориентированного подхода к проверкам финансовых потоков (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2013 г.)

Практические проблемы финансовой логистики: требования Росфинмониторинга и налоговых органов (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2012 г.)

О некоторых вопросах применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Смыслов П.А., Смыслов А.Г. 2011 г.)

Внутренний контроль потоков ресурсов в лизинговой компании (Барыкин С.Е., Смыслов П.А. 2011 г.)

Законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ответы на вопросы читателей) (Смыслов П.А., Пышненко С.А. 2010 г.)

Основные последствия неосмотрительности организаций при выборе способов разработки Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.);

Порядок постановки организаций на учет в Росфинмониторинг и Согласования Правил внутреннего контроля (Смыслов П.А., Смыслов А.Г., 2008 г.)

 

Предлагаем Вам ознакомиться со списком организаций, которые воспользовались нашими услугами по постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке Правил внутреннего контроля, согласованию Правил внутреннего контроля и другими нашими услугами по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ. Для ознакомления со списком перейдите, пожалуйста, по ССЫЛКЕ.

 

www.corporate-info.ru - наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2017

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя